Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ирак, 'Катрина', Ирак

'Катрина', вероятно, останется не очень значительным эпизодом в истории президентства Буша

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В сентябре 2005 в результате другого кризиса, урагана 'Катрина', вероятно, погибло по крайней мере не меньше американцев, чем от рук террористов в 2001 году, но это оказало противоположный эффект на рейтинг Буша по итогам опросов - он упал до небывало низкого значения. В чем же причина столь резкого различия?

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Четыре года назад политическое положение президента Джорджа Буша было шатким. Он с трудом выиграл спорные выборы 2000 года, и опросы показывали, что американцы все еще сомневались в нем. После терактов 11 сентября 2001 года, Буш обрел дар речи, и американцы сплотились вокруг него. Благодаря Усаме бен Ладену, популярность Буша резко взлетела, и хотя его рейтинг уменьшился к выборам 2004 года, начатая им 'война с терроризмом' помогла ему получить пост на второй срок.

В сентябре 2005 в результате другого кризиса, урагана 'Катрина', вероятно, погибло по крайней мере не меньше американцев, чем от рук террористов в 2001 году, но это оказало противоположный эффект на рейтинг Буша по итогам опросов - он упал до небывало низкого значения. В чем же причина столь резкого различия?

Дело в том, что теракты 11 сентября были совершены врагами-людьми, и, несмотря на неудовлетворительную готовность к такой ситуации внутри страны, гнев американцев был направлен вовне. С другой стороны, 'Катрина' была явлением природы, хоть и ужасным, но предсказанным национальной метеослужбой с впечатляющей точностью. Неадекватная подготовка и медленная реакция администрации Буша привели к тому, что гнев был направлен против президента.

Безусловно, часть вины за плохую подготовку лежит на федеральных и местных чиновниках. Но существенная доля ответственности приходится и на администрацию Буша. Во время избирательной кампании 2000 года Буш похвалил работу Федерального агентства по чрезвычайным обстоятельствам (FEMA) времен Билла Клинтона, высоко оценив эффективность этого ведомства. Став же президентом, он рассматривал его как источник покровительства, заменяя высокопоставленных должностных лиц FEMA своими политическими союзниками, которые не имели достаточного опыта работы с чрезвычайными ситуациями.

Что еще хуже, администрация включила FEMA в состав своей новой неповоротливой бюрократической структуры, Министерства безопасности Родины. Во время избирательной кампании 2004 года Буш утверждал, что благодаря новому министерству жизнь американцев стала более безопасной. Но замедленная и слабая реакция на 'Катрину' поставили это утверждение под сомнение. Если было трудно эвакуировать и обеспечить припасами такой маленький город, как Новый Орлеан, то что бы тогда было в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе?

'Катрина' также подняла вопросы о других пунктах президентской программы. Одним из главных приоритетов был план республиканцев по окончательной отмене налога на наследство для самых богатых американцев. Но, по мере того как затраты на ликвидацию последствий 'Катрины' возрастают, увеличивая тем самым дефицит федерального бюджета, реализация этого плана кажется все более затруднительной.

Кроме того, повышение цен на бензин привлекло внимание к недостаткам энергетической политики администрации Буша, в том числе к недавно принятому закону, содержащему недостаточно жесткие требования по энергосбережению. Пресса тем временем сообщила, что у ученых возникло предположение об связи между потеплением океанских вод и частотой серьезных ураганов, что лишний раз дало понять, сколь мало внимания администрация уделяет экологическим проблемам в целом и глобальному изменению климата в частности.

Но 'Катрина' не погубит Буша. Наводнение в Новом Орлеане отступит и начнется восстановление города. Репортажи о грабителях, пользующихся хаосом, возникшим вскоре после шторма, уже сменились историями о благотворительных пожертвованиях из других регионов страны, о детях, которых принимают в школы, расположенные вне города, и о семьях, помогающих незнакомым людям. В годовщину терактов 11 сентября подразделение Департамента полиции Нью-Йорка оказывало помощь в Новом Орлеане, и Нью-Йорк вернул пожарную машину, которую Новый Орлеан ранее подарил ему как символ солидарности.

Таким образом, 'Катрина', вероятно, останется не очень значительным эпизодом в истории президентства Буша. Реальный вопрос, определяющий роль Буша в истории - это по-прежнему Ирак.

Краткосрочный эффект, вызванный 'Катриной', должен был убрать сообщения об Ираке прочь с телевизионных экранов и газетных первых полос. Но новости из Ирака перед штормом были плохими, и с тех пор положение не улучшилось. Большинство шиитов и их союзников-курдов отклонило просьбу Буша к иракским политическим деятелям об изменении проекта новой конституции в пользу недовольных арабов-суннитов. Учитывая, что бунтуют в основном сунниты, этот отказ, вероятно, затруднит установление безопасности, которая необходима для работоспособности демократического правительства.

Конечно, сунниты составляют меньшинство в Ираке, поэтому повстанцы имеют мало шансов 'завоевать' контроль над страной, по примеру Северного Вьетнама, который смог захватить под свой контроль Южный Вьетнам. Но это слабое утешение, потому что они все равно могут помешать продвижению к устойчивому конституционному правительству. В худшем случае они, возможно, смогут разжечь гражданскую войну.

Несмотря на утверждения крайне левых и крайне правых во всем мире, Америка - не имперская держава. Общественное мнение внутри страны поддержит использование силы, если люди почувствуют, что им угрожают или сочтут, что ведется борьба за правое дело, но американцы мало заинтересованы в том, чтобы править другими нациям.

Апелляция неоконсерваторов к примеру Британской империи не выдерживает критики. Идея о том, что американские войска останутся в Ираке на неопределенный срок - или даже 'лишь столько, сколько необходимо, и ни днем больше', говоря шаблонным языком Дональда Рамсфелда - неправдоподобна.

Это означает, что у Буша в запасе лишь немного времени для того, чтобы достигнуть своих целей в Ираке. Если он будет в состоянии обеспечить принятие устойчивой конституции, политический компромисс между противоборствующими сторонами и успешные выборы, то, возможно, он сможет объявить о своей победе.

Но в данный момент перспективы выглядят сомнительными. Еще до окончания наводнения, вызванного 'Катриной', Буш будет должен сосредоточиться на иракской проблеме, потому что история будет судить о его президентстве по тому, как он ее решит, - много лет спустя после того, как о 'Катрине' забудут.

Джозеф С. Най - профессор Гарвардского университета и писатель. Его последняя книга называется Силовая игра: Вашингтонская эпопея.

_________________________________________________________

Copyright: Project Syndicate, 2005.

Перевод с английского: Николай Жданович