Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тоталитарная ностальгия

Культ Сталина в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один знакомый коллекционер, только что вернувшийся из Москвы, рассказал мне, исполненный удивления, что на аукционах и в галереях произведения искусства политического содержания советских времен уходят по самым высоким ценам. Покупают их нувориши и те олигархи, которые, в отличие от несчастного нефтяного магната Михаила Ходорковского, не пытаются сами заниматься политикой и критиковать политику Путина

Один знакомый коллекционер, только что вернувшийся из Москвы, рассказал мне, исполненный удивления, что на аукционах и в галереях произведения искусства политического содержания советских времен уходят по самым высоким ценам. Покупают их нувориши и те олигархи, которые, в отличие от несчастного нефтяного магната Михаила Ходорковского, не пытаются сами заниматься политикой и критиковать политику Путина. Высоко котируются в России такие произведения, например, как потрет детолюбивого Ленина в полный рост, или групповой портрет красноармейцев на отдыхе, а также бюсты Сталина для украшения письменного стола.

После короткой антикоммунистической фазы развенчания прошлого в самых различных слоях населения воцарилась своего рода ностальгия по советским временам. Ленинград и Сталинград, правда, переименовали, однако, дедушка Калинин, старый большевик и 'всесоюзный староста', и поныне предоставляет свое имя городу Канта, Кенигсбергу, где недавно произошло судьбоносное объятие канцлера Германии и российского президента.

Во времена холодной войны интеллигенция, ученые и серьезные журналисты были согласны с тем, что национал-социализм и фашизм достойны такой же суровой оценки, как и сталинизм в Советском Союзе. Двойные биографические 'портреты' Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина в те времена встречались во всех книжных магазинах. Правда, ученые и историки часто спорили о сравнении и сравнимости холокоста и ГУЛАГа, СС и КГБ. Сегодня же все изменилось: тот, кто в Германии на улице громко насвистывает песню Хорста Весселя, может сесть или будет оштрафован. Напротив, в России заказанный Сталиным гимн продолжает торжественно исполняться как государственный. Во всем Восточном блоке бескровные 'бархатные революции' не поглотили своих детей. Зато были отправлены на пенсию ее родители и реабилитированы ее прародители.

Наказание известных политических фигур коричневого лагеря в Германии было намного более активным, чем чистки на Востоке. Исключением была расправа над румынским диктатором Чаушеску. Такой человек, как легендарный шеф внешней разведки в аппарате 'Штази', увековеченный в образе генерала Карлы в популярном цикле романов Джона Ле Каре, спокойно ставит автографы на книге своих мемуаров в берлинском кафе. Тот факт, что больше никто не краснеет, когда называет себя убежденным старым или новым коммунистом и пропагандирует слияние с умеренными левыми группами, вызывает лишь у очень немногих возмущение.

Не померкла и притягательность гитлеровского наследия. В книжных лавках в Стамбуле можно увидеть новые издания 'Майн Кампф' Гитлера в переводе на турецкий язык. И в одном из ведущих книжных магазинов иорданской столицы Амман, расположенном в комплексе зданий элегантного отеля, посетителю сразу же бросаются 'Протоколы сионских мудрецов' в яркой обложке. Подобные книги, 'классика' антисемитской литературы времен царской России или гитлеровской Германии, продаются на арабском языке. Что касается другой литературы, то в арабских странах количественно произведений, переведенных с иностранных языков, меньше, чем в любом другом регионе мира.

Великолепным примером политико-культурного осмоса является кредо неонацистских групп в России. Они видят в Гитлере значительного, но несовершенного предтечу нового, арийского движения за освобождение мира, аналогично тому, как мусульмане считают Моисея и Христа хотя и пророками, но не равными пророку Магомету. 'Самая большая ошибка Гитлера, - вырвалось однажды у одного ученого, - состояла в том, что он слушал Альфреда Розенберга и не понимал, что мы, северные русские, являемся арийцами и чистокровными германцами, происходящими от викингов, и не имеем ничего общего со славянскими недочеловеками, проживавшими на юге'. Учитывая все это, нужно ли нам отчаиваться или надеяться? Где те блэры и клинтоны, боно и гельдофы, ведущие не только борьбу с бедностью в Африке, но и выступающие за увеличение бюджетов на преподавание истории в школах? Именно влиятельные политики и СМИ должны лучше видеть взаимосвязи происходящих в мире событий. Они обязаны лучше знать историю и ее уроки. Это их обязанность перед всеми нами.