Украинская 'оранжевая революция', выросшая на дрожжах интернета и западных финансовых вливаний, стала 'переворотом нового типа'. Другие постсоветские государства не хотят, чтобы она повторилась
В прошлом году, когда 'десант' кремлевских политтехнологов высадился на Украине, чтобы помочь избранию Виктора Януковича, им казалось, что справиться с задачей будет проще простого. В конце концов, его партия контролировала большую часть прессы и все телестанции, кроме Пятого канала, который принимался в основном в столице. Поэтому они вели себя подобно колонизаторам-набобам: устраивали банкеты друг для друга и для своих приспешников, раздавали указания (и, как говорят, миллионы долларов наличными) боссам местных администраций, директорам заводов, бюрократам и чиновникам избирательных комиссий, которые прежде всегда обеспечивали нужный результат.
Но на этот раз они потерпели неудачу. И последствия их провала ощущаются сегодня на всем постсоветском пространстве. Ведь на Украине произошел по сути мирный государственный переворот, подпитывавшийся народным недовольством, в авангарде которого выступило молодежное движение 'Пора', чьим главным оружием стали SMS-сообщения, электронная почта, интернетовские публикации, сатира, рок-музыка, целый арсенал видеотехники и умелый пиар. Это была настоящая 'революция информационной эпохи'; у властей других республик бывшего СССР - особенно России и Беларуси - она вызвала ужас, граничащий с истерикой.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, которому в будущем году предстоит переизбираться на новый срок, развязал кампанию гонений на иностранцев, живущих в стране, пачками высылая из страны западных преподавателей и дипломатов. Он методично искореняет негосударственные учебные заведения и уже вынудил к закрытию сотни независимых периодических изданий. Он отказывает в визах сотрудникам зарубежных гуманитарных организаций и объявляет, что студентов, 'работающих на оппозицию', будут исключать из ВУЗов. В России путинский Кремль, загодя готовясь к президентским выборам 2008 г., ужесточает контроль над всем, что, по его мнению, сыграло свою роль в украинской 'оранжевой революции': интернетом, мобильной связью, рок-музыкой, иностранными неправительственными организациями (НПО) и молодежью в целом.
В июле 3000 'комиссаров' недавно созданного - при финансовой поддержке Кремля - молодежного движения 'Наши' собрались на слет в летнем лагере под Москвой, где кремлевский политтехнолог, разрабатывавший в свое время стратегию действий России в связи с украинскими выборами, заявил им: 'Вы должны быть готовы . . . физически противостоять попыткам антиконституционного переворота'. Несколькими днями позже, на одном заседании в Кремле [речь идет о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 20 июля 2005 г. - прим. пер.] Владимир Путин четко объяснил, против кого, по его мнению, должно бороться вновь созданное движение: 'Категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности в Российской Федерации . . . Вы же правильно сказали, кто платит - тот и музыку заказывает'.
Неизвестно, сколько западных - и, конкретнее, американских - денег ушло на поощрение и поддержку 'оранжевой революции', но ни для кого не секрет, что в рамках Закона о поддержке демократии (Freedom Support Act) правительство США уже не первый год оказывает финансовую помощь группировкам из республик бывшего СССР и восточноевропейских стран, 'выступающим за демократию и свободные выборы' - в частности, организациям 'Отпор' и 'Кмара', способствовавшим свержению Слободана Милошевича в Сербии и Эдуарда Шеварднадзе в Грузии. Не секрет и то, что эти две группировки, а также украинская 'Пора', поддерживают тесные контакты друг с другом и американскими НПО.
Так, в июне, три упомянутые группировки провели заседание в Тиране (Албания): оно финансировалась американской НПО 'Freedom House', получившей на эти цели дополнительные средства от американского государственного ведомства USAID. На заседании присутствовали также делегации из Азербайджана, Беларуси, Косово, Македонии и Узбекистана. Тогда же, в июне, глава российской спецслужбы ФСБ Николай Патрушев заявил, что двумя месяцами ранее на совещании в Братиславе еще одна американская неправительственная организация - Международный республиканский институт (International Republican Institute) решила выделить 5 миллионов долларов на 'поощрение демократии в Беларуси'.
Западные НПО, утверждал Патрушев, 'обеспечивают прикрытие западным разведчикам' и финансируют планы 'по организации революций в Беларуси и других близлежащих постсоветских республиках'. В апреле, по его словам, спецслужбы всех республик бывшего СССР провели совещание по этому вопросу. После этого они приступили к активным действиям. Недавно один представитель 'Поры' был депортирован из Азербайджана; в Узбекистане по решению суда 'за нарушение узбекского законодательства' была запрещена деятельность американской НПО под названием Совет по международным исследованиям и обменам (International Research and Exchanges Board).
Трудно представить, чтобы американцы так уж стремились изменить существующее политическое устройство в обладающих богатыми нефтегазовыми ресурсами Азербайджане и Казахстане, однако не вызывает сомнений, что на постсоветском пространстве активно действует новое поколение 'электронных революционеров', спонсируемое Западом и вдохновленное примером польской 'Солидарности'. 'Законной добычей' в этом отношении считается Беларусь. Госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), к примеру, в открытую называет режим Лукашенко 'последней тиранией в Европе'.
Чтобы противостоять государственному контролю над СМИ, в республику контрабандой ввозятся видеокассеты и компакт-диски. Ведется работа по организации телевещания на белорусском языке в Литве и Польше: именно эти страны предоставили убежище школьникам и студентом из закрытых Лукашенко учебных заведений. Оппозиционным политикам и движению 'Зубр' - новорожденному белорусскому эквиваленту 'Поры' - передаются крупные суммы денег.
Применяются уже апробированные методы: создается единая 'сеть' сторонников оппозиции, которые держат связь по мобильным телефонам и через интернет, организуются чаты, конкурсы на лучшее электронное сообщение или видеоматериалы с сатирой на 'батьку', по электронной почте мобилизуются участники массовых митингов в столице. Несомненно, именно этого и опасается Лукашенко. Дело не ограничивается отчислением студентов факультета журналистики, заподозренных в 'сотрудничестве с оппозицией' или санкций против карикатуристов, публикующих свои материалы в интернете: белорусские спецслужбы депортировали из страны двух активистов 'Кмары', один из которых занимает официальный пост, правда невысокий, в грузинском правительстве.
Впрочем, в связи с намерениями Запада относительно Беларуси возникает одна проблема. Г-н Лукашенко является союзником г-на Путина - настолько близким, что обсуждается даже объединение двух стран в одно государство. Если в результате выборов 'советского образца' в Беларуси г-н Лукашенко останется у власти, и после этого там произойдет очередная 'цветная революция' с целью его свержения, Путин почти наверняка введет в страну российские войска, чтобы ее подавить. А это, в свою очередь, спровоцирует конфронтацию с Западом.
В России уже ощущаются последствия поддержки западной общественностью так называемых 'бархатных' революций. Правозащитным организациям грозят репрессиями, если те осмелятся вторгнуться на политическую арену, а как минимум одну российскую НПО - Общество российско-чеченской дружбы, финансируемое Госдепартаментом США, Евросоюзом и Норвегией - власти гонениями вынудили прекратить свою деятельность. ФСБ не только требует предоставить ей полномочия по регулированию деятельности НПО на росссийской территории, но и призывает к ужесточению контроля над интернетом, а также введения обязательной регистрации мобильных телефонов с доступом во 'всемирную паутину'. Предпринимаются и попытки посулами 'заманить' некоторые рок-группы на службу государству, а на патриотическое воспитание молодежи выделено 17,5 миллионов долларов.
Самым мрачным из всех этих событий стало создание 'Наших': по численности эта организация уже намного превосходит молодежные движения, существующие при всех политических партиях страны вместе взятых. Ее деятельность основывается на антизападной, патриотической и 'антифашистской' платформе. Члены организации уже наносили побои журналистам и дважды врывались в штаб-квартиру своих наиболее дееспособных конкурентов - эпатажной радикальной Национал-большевистской партии, возглавляемой писателем Эдуардом Лимоновым. Кроме того, 'Наших' подозревают в избиениях поляков в Москве и недавнем нападении на членов молодежной организации Коммунистической партии. Она открыто позиционирует себя в качестве антилиберальной, настроенной на 'боевые' уличные акции силы, готовой применить тактику запугивания в отношении оппозиции, особенно в университетах и школах.
У некоторых наблюдателей она неизбежно вызывает ассоциации с 'Гитлерюгендом', и надо сказать, выступление заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова на слете 'комиссаров', ни в коей мере не развеивает подобное впечатление. Своим молодым слушателям Сурков заявил, что 'необходимо защитить молодежь от воздействия Запада', а затем, странным образом вызывая в памяти слова 'Завтра настанет мой день' ('Tomorrow Belongs to Me'), - рефрен песни гитлерюгентовцев из знаменитого фильма 'Кабаре' ('Cabaret') - призвал их: 'Скорее приходите, мы вам страну передадим'.
Все это свидетельствует об одном: даже если белорусский режим Лукашенко (как и другие правящие режимы на постсоветском пространстве) отличается коррумпированностью, антидемократизмом и непрочностью, любые шаги по его подрыву обернутся нежелательными последствиями. Кроме того, приведенные нами факты служат напоминанием, что в России, хотя Сенат США в рамках Закона о поддержке демократии ежегодно ассигнует десятки миллионов долларов на соответствующие цели в этой стране, 'бархатная' революция по-прежнему остается 'журавлем в небе'. Большинство россиян предают анафеме и демократию, и Запад: несомненно, это стало прямым результатом событий начала 1990-х, когда Запад уже пытался экспортировать в Россию свои идеи.