Прозвучавшие на прошлой неделе из уст президента Владимира Путина высказывания не сулят ничего хорошего будущему российской демократии. Он сказал, что он не считает необходимым менять Конституцию для того, чтобы получить возможность избираться на пост президента в третий раз. Но он также пообещал в ответ на раболепный вопрос, что он не исчезнет с политического горизонта. И в этом обещании видится движение назад, как и в проведенных ранее в этом году военных парадах в советском стиле, в заключении под стражу политических оппонентов г-на Путина и в постоянном ограничении свободы средств массовой информации. Сейчас, когда Россия стоит перед лицом одной из главнейших проверок ее демократических достижений - проведением настоящих выборов - г-н Путин выглядит настроенным оказать влияние на их исход.
Уже есть явные свидетельства тому, что он ведет разговоры о потенциальных преемниках, и очень маловероятно, что в их число войдут кандидаты, не пользующиеся расположением Кремля. Бывший премьер-министр, изъявивший желание участвовать в выборах, сошел с дистанции после того, как началось расследование обстоятельств покупки им дачи.
Игра г-на Путина в "хорошего полицейского, плохого полицейского" судя по всему имеет целью решение двух проблем. Одна из них - это неугомонность избирателей и жителей Украины, Грузии и Киргизстана. Говорят, окружение Путина было особенно поражено прошлогодними выборами на Украине, когда украинский президент выбрал преемника, который потерпел оглушительное поражение от оппозиции. Для г-на Путина подобный исход не является правильным.
Однако Россия также готовится оказаться в центре международного внимания, когда в следующем году в Санкт-Петербурге пройдет встреча "Большой восьмерки". Можно ожидать, что около семи тысяч журналистов, не находящихся под гнетом Кремля, напомнят миру о все более авторитарном правлении г-на Путина.
В долгосрочной перспективе для г-на Путина наилучшим решением "проблемы 2008 года" будет выполнить свое обещание не баллотироваться на третий срок и сделать так, чтобы у россиян был реальный выбор, когда они будут избирать ему замену.