В ходе процесса над предполагаемыми зачинщиками кровавых волнений в узбекском городе Андижан в мае этого года (их обвиняют в терроризме) прозвучали утверждения, что у заговора был еще один участник - посольство США в Ташкенте. Обвиняемый Тавакалбек Хожиев (Tavakalbek Hojiev) заявил на суде, что посольство передавало деньги заговорщикам, стремившимся организовать в стране революцию по украинскому образцу и свергнуть автократический режим Ислама Каримова.
Заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид (Daniel Fried), побывавший в Ташкенте с кратким визитом и встретивший там чрезвычайно холодный прием, отверг подобные обвинения. Однако прозвучавшие на процессе утверждения лишний раз подчеркивают, насколько ухудшились отношения между США и Узбекистаном после майской бойни, в ходе которой, по независимым оценкам, от рук служащих узбекских сил безопасности погибло как минимум 500 человек - в основном безоружных гражданских лиц. После того, как Вашингтон выразил свою озабоченность в связи с андижанскими событиями, ему было приказано эвакуировать авиабазу в Ханабаде, играющую важную роль в тыловом обеспечении 'войны против террора'. База должна быть ликвидирована к началу будущего года.
Одновременно акции России в Узбекистане растут. В расследовании обстоятельств восстания участвовали представители российских спецслужб, начало процесса в Ташкенте совпало по времени с совместными узбекско-российскими маневрами по отработке антитеррористических операций, а в ходе визита министра обороны России Сергея Иванова в Ташкент Каримов с удовлетворением отметил 'динамичное развитие' двусторонних отношений. Тем временем в самом Узбекистане продолжается кампания жесточайших репрессий: так, в конце мая был задержан один из самых активных узбекских правозащитников Саиджахон Зайнабитдинов (Zaidjakhon Zainabitdinov), и с тех пор о его судьбе ничего не известно. Другую правозащитницу Елену Урлаеву (Yelena Urlayeva) удерживают в психиатрической больнице; сообщается, что она объявила голодовку.
Судя по всему, стратегия Москвы в отношении Узбекистана состоит в том, чтобы выявить 'трещины' в его системе альянсов, а затем попытаться их максимально углубить.
Возможно, аналогичные попытки предпринимаются сейчас и в отношении Украины. Чуть ли не сразу после своего увольнения с поста премьер-министра Украины Юлия Тимошенко, до последнего времени выступавшая с жесткой критикой в адрес России и ее политики, без лишнего шума вылетела в Москву для встречи с руководством прокуратуры, и, как стало известно Time, с президентом Путиным. После этого российская прокуратура отозвала свое представление об объявлении Тимошенко в международный розыск в связи с предъявленными ей обвинениями в даче взяток российским должностным лицам. Перед отъездом из Москвы она назвала Путина 'прекрасным, достойным лидером', которым 'Россия может гордиться'.