Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цвет Путина

Если в России и будет революция, то она будет красно-коричневой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Современную Россию невозможно назвать образцовой демократией, и не все тренды обнадеживают. Но считать, что мы движемся от 'демократии' Ельцина к 'автократии' Путина - несерьезно. Сейчас, например, трудно себе представить расстрел законно избранного парламента из танков или приватизацию государственной собственности и госуправления семьей главы государства совместно с группой приближенных бизнесменов.

Общественное сознание всегда стереотипно. Куда хуже, когда стереотипы овладевают сознанием элитным. Именно это происходит сегодня в России.

В последнее время в кругах западных (да и отечественных) либералов общим местом стало определение российской власти как все более авторитарной и все менее эффективной. Поскольку мягкие нелиберальные, а к тому же персонифицированные режимы считаются наименее устойчивыми, делается вывод о высокой вероятности повторения в России сценария 'цветной революции', который мы наблюдали в Украине.

Конечно, Россия - такая страна, где возможно все. Но, полагаю, что те, кто призывают к "цветным революциям", основывается больше на жажде выдать желаемое за действительное, чем на бесспорной логике.

Начнем с эффективности власти. Еще никто не предложил точных инструментов ее измерения. Если критерий эффективности - способность добиваться всех своих целей, то мы вовсе не найдем эффективных государств.

Соединенные Штаты, правительство которых вряд ли можно назвать слабым, плохо справляется с войной в Ираке и последствиями урагана "Катрина". По сравнению с этим достижения Путина в Чечне представляются верхом эффективности.

Руководство Европейского Союза критикуют за неспособность обеспечить темпы экономического роста больше 1-2%, на фоне которого любое правительство в стране с 7-процентным ростом - как в путинской России - следует признать сверхэффективным. И уж точно нынешняя российская власть на порядки более эффективна, чем при Ельцине, когда страна по большей части вообще не управлялась, потерла половину экономики, Кремль не мог провести ни один реформаторский закон через коммунистическую Думу, и только ленивый не говорил о возможном распаде страны.

Современную Россию невозможно назвать образцовой демократией, и не все тренды обнадеживают. Но считать, что мы движемся от 'демократии' Ельцина к 'автократии' Путина - несерьезно. Сейчас, например, трудно себе представить расстрел законно избранного парламента из танков или приватизацию государственной собственности и госуправления семьей главы государства совместно с группой приближенных бизнесменов.

Не Путин принимал Конституцию со сверхсильной президентской властью и слабой системой сдержек и противовесов, и не он начал чеченскую бойню. Ельцинский режим был не столько демократическим, сколько анархическим и олигархическим. Сейчас и анархии, и олигархии стало поменьше.

И ситуация в России далеко не идентична украинской. У нас нет Ющенко, который изначально был непререкаемым лидером правой оппозиции. У нас нет Кучмы - слабого, безвольного и массово ненавидимого президента.

Полагаю, никто не заподозрит Путина в отсутствии массовой поддержки (69% одобряют его деятельность) и готовности капитулировать перед оппозицией или людьми на улице. Кстати, людей туда способны вывести вовсе не либералы, а коммунисты и националисты. Их красно-коричневая революция, конечно, будет цветной, но не того яркого цвета, которого желают либералы.

Либералы должны взглянуть в глаза суровой реальности: в России ее 'оранжевая' революция уже была - в 1991 году, и принесла не самые впечатляющие результаты. Украина, возможно, тоже начинает страдать от своего собственного революционного похмелья. Как показывает увольнение президентом Ющенко всего правительства, цветные революции еще должны доказать, что они могут быть компетентными и эффективными.

Алексис де Токвиль утверждал, что в основе каждой революции лежат несбывшиеся надежды, каждая из них порождена разочарованием от завышенных ожиданий. Пик разочарования верховной властью в России был пройден в 1999 году, когда уровень доверия Ельцину составлял порядка 3%.

На самом деле, главный порок нынешней власти в глазах ее западных критиков заключается в том, что их друзья и единомышленники оказались не у дел. Такое с каждым может случиться, но это еще не повод для революции, которую всегда лучше пожелать кому-то еще, чем самому себе.

Однако, несмотря на все это, у меня нет сомнений в том, что когда наступит время следующих президентских выборов в 2008 году, будет предпринята попытка свалить власть за пределами избирательных участков.

____________________________________________________________

Официальный сайт фонда 'Политика'