Срежиссированный на государственном уровне телемост Владимира Путина с 'согражданами' напомнил о том, что Кремль хочет видеть Латвию одним из российских регионов. Наблюдая за прямой связью между Путиным и крышей бывшего Дома железнодорожников, в очередной пришли на ум слова Джорджа Кеннана о ревнивом и нетерпимом оке Кремля, который в соседях видит или вассалов, или врагов. Те, кто не хочет стать первыми, надо смириться, что они будут вторыми.
Членство в НАТО и в ЕС превратило Латвию во 'врага России N1'. И, как мы видели во вторник, даже в тех случаях, когда Кремлю выгоднее приглушить враждебную риторику, 'дружественность' властей соседнего государства выражается в поучении вассалов. Некоторые вассалы даже рады, что Путин не ругал 'фашистов', не обещал им 'уши от мертвого осла', а посоветовал 'не демонизировать' латвийские власти и признал, что президент Латвии 'понимает многие проблемы'. Вместе с этими сомнительными комплиментами Путин обругал вышедшие из одного дома - СССР местные власти, которые не вписываются ни в мировую юридическую систему, ни в правовую систему ЕС.
Президент РФ подчеркнул, что они должны работать с людьми так, чтобы они, независимо от этнической и языковой принадлежности, чувствовали себя полноценными гражданами того государства, которое выбрали и назвали своей Родиной. Кремль, со своей стороны, будет продолжать в том же духе - с помощью непосредственных международных контактов и по дипломатическим каналам, а также путем диалога с ЕС добиваться решения проблемы гражданства.
Однако 'языковая' и 'этническая' принадлежность для Путина одно и то же, очевидно, только применительно к 'русскоязычным' стран Балтии. А выбрать Родину и стать гражданами выбранного государства русскоговорящие согласно политике Кремля, наверно, могут, только в двух случаях: если они выбрали Балтию, или, если они живут в другом месте, но выбрали Россию. Политика Москвы в данном случае прямо противоположна. Говоря о соотечественниках в странах СНГ, Путин заявил, что 'стратегический выбор России состоит в том, чтобы привлекать тех, кто выбрал Россию своим постоянным местом жительства. Президент РФ пообещал, что поручит правительству разработать специальную программу помощи возвращения соотечественников в Россию.
Но этих слов не услышали тщательно отобранные соотечественники в Риге, которых организаторы загнали на крышу, хотя они могли бы собраться под той же крышей или в другом месте. (Рижская Дума не разрешила организацию телемоста на площади Ливу в первую очередь потому, что он планировался как закрытое, а не общедоступное мероприятие). Риге было сказано, что Путин не будет раскалывать латвийское общество, а гражданства хочет добиться для всех, чтобы в Латвии было 'монолитное' общество. Двухобщинное государство как цель, нулевой вариант предоставления гражданства и второй государственный язык как средство, а местные 'принадлежащие по языку' как орудие - это политика Москвы по отношению к Латвии.
Акцент бывшего полковника КГБ на потерянную 'Прибалтику' является составной частью величайшей для него трагедии прошлого века - развала СССР. К тому же страны Балтии - удобный внешний враг для внутреннего пользования. Поэтому они будут оставаться в поле зрения Кремля, какими бы обширными и глубокими ни были внутриполитические и внешнеполитические проблемы России. Телемост был задуман как потемкинская деревня российской демократии и мероприятие, направленное на повышение популярности президента. Однако заданные отобранными статистами, естественно, заранее подготовленные вопросы только подтвердили плачевное состояние подчиненной Кремлю прессы. Не было ни одного вопроса, вернее, ни одного ответа Путина о Бесланской трагедии, о Ходорковском и ЮКОСе, 'цветных революциях' в странах СНГ, отмене выборов губернаторов, новом порядке выборов в Госдуму - по темам, которые больше всего обсуждались в течение этого года.
А Путин, как добрый царь, который решает все и отвечает почти за все - стратегическое ядерное оружие или прокисшая в каком-то погребе капуста, автомашины с правым рулем или политика нефтяных компаний - свидетельствует не о силе, а о врожденной слабости зависящей от 'рейтинга' одного человека 'вертикали власти'. Обусловленная этой слабостью непрогнозируемость действий, а не насмешка Путина над 'крышей' всех дел и процессов, по-прежнему остается самой большой опасностью для Латвии'.