Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ключевой вопрос для России: кто сменит Путина в 2008 году

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стивен Р. Сестанович, ведущий эксперт по России из Совета по международным отношениям, говорит, что во время своей недавней поездки в Россию выяснил, что главный для этой страны вопрос сегодня состоит в том, кто сменит Владимира Путина на посту президента, когда в 2008 году завершится отведенный ему конституцией срок

Стивен Р. Сестанович (Stephen R. Sestanovich), ведущий эксперт по России из Совета по международным отношениям (Council for Foreign Relations), говорит, что во время своей недавней поездки в Россию выяснил, что главный для этой страны вопрос сегодня состоит в том, кто сменит Владимира Путина на посту президента, когда в 2008 году завершится отведенный ему конституцией срок.

'Путин получил короткую передышку после прошлогодних несчастий, - говорит Сестанович, старший научный сотрудник Совета, занимающийся российскими и евразийскими исследованиями, - но ему и его коллегам предстоит решить важнейший вопрос о том, как в 2008 году пройдет передача политической власти. Будет ли это нечто сфальсифицированное, что потребует внесения изменений в конституцию, или это будет напоминать противозаконный процесс, имевший место на Украине в прошлом году? А может быть, сделают то, что успешно пройдет экзамен как внутри страны, так и за рубежом? Никто не знает, что на уме у него и у его коллег. Все это в Москве очень часто называют 'операция 'Преемник'. И пока данная операция держится в секрете'.

Сестанович, работавший в администрации Клинтона послом по особым поручениям и специальным советником Госсекретаря по делам новых независимых государств бывшего Советского Союза, отвечал 30 сентября 2005 года на вопросы Бернарда Гверцмана, редактора-консультанта вебсайта Совета по международным отношениям cfr.org.

____________________________________________________________

- В прошлом году мы много читали о серьезных проблемах в России, начиная с критики по поводу разрешения кризиса с захватом заложников в Беслане в сентябре, ареста российского нефтяного магната Михаила Ходорковского, политической коррупции, и кончая отменой социальных льгот пенсионерам, что привело к уличным демонстрациям. Вы только что вернулись из поездки в Россию. Действительно ли обстановка настолько плоха, как она выглядит?

- Я думаю, что надо сделать шаг назад, дабы понять одну вещь. Существуют часто проявляющиеся и важные разногласия в вопросе о том, кто более реакционен - российское государство или российский народ. Многие говорят: 'Это самое лучшее правительство России, которого можно было ожидать, потому что российский народ не готов к демократии'. А другие возражают им: 'Российское общество плюралистично, прогрессивно и подготовлено к самоуправлению, и лишь жесткий авторитарный режим держит его в тисках'.

- А что думаете Вы?

- В прошлом году, когда казалось, что [президент Владимир] Путин и его парни все делают не так - один политический промах за другим - доверие к нему снизилось, и многие начали считать, что такое правительство не сумеет модернизировать Россию. Но в последние несколько месяцев больших потрясений не было, и в результате у Путина появились хорошие новости, произошла определенная стабилизация, появилось чувство, что президент опять в седле, опять встал на ноги, что он за последние несколько лет укрепил свои позиции для перестройки российской политики.

- Через несколько лет, в 2008 году, состоятся новые выборы президента. И что произойдет?

- В конце 2007 года будут парламентские выборы, а весной 2008 года состоятся выборы президента. Это тот единственный вопрос, о котором чаще всего говорят люди. На этой неделе Путин провел телемост, в ходе которого несколько часов подряд отвечал на вопросы, поступавшие со всем концов страны. Ему позвонили, наверное, сотни тысяч человек, и ему задавали вопрос о том, пойдет ли он на третий президентский срок, что, конечно, потребует изменений в конституции.

[Конституция дает возможность президентам баллотироваться лишь два срока подряд.] Он заявил, что против внесения таких изменений, что, по его мнению, важны стабильность, законность и преемственность, а это относится и к неизменности конституции. Он сказал, что не стремится оставаться у власти вечно, но добавил при этом (данная фраза озадачила всех), что найдет свое место 'в строю'.

Немного непонятно, какую роль он предусматривает для себя, если намерен придерживаться своих позиций. Некоторые люди говорят, что это 'формула Ли Куан Ю' (Lee Kuan Yew) [Ли Куан Ю, известная фигура в азиатской политике, был премьер-министром Сингапура в 1959-1990 годах, а затем стал старшим министром], старшего министра, который как бы сидит в соседней с залом заседаний правительства комнате и говорит ему, что и как делать. Другие считают, что Путин хочет стать председателем 'Газпрома' (крупнейшая газодобывающая компания России) и заработать хорошие деньги, потому что в этом случае он станет контролировать компанию, владеющую самыми крупными в России энергетическими активами, и сможет диктовать свои политические условия. Никто не знает точно. И что самое главное, никто не знает, хочет ли он вообще занимать этот пост. Говорят, что у его команды в этом вопросе нет единого мнения.

- Давайте еще немного поговорим о политике. Есть ли какие-нибудь серьезные и реальные кандидаты на его пост и партии, способные составить конкуренцию его правящей партии?

- Партия 'Единая Россия', являющаяся правящей партией Путина, доминирует по всей стране. Но за последние несколько недель произошли некоторые интересные события, которым пока трудно давать оценку. Пару недель назад бывший премьер-министр Михаил Касьянов объявил о том, что намерен в 2008 году баллотироваться на президентский пост. И хотя у него есть серьезные трудности в плане проведения масштабной предвыборной гонки, в особенности отсутствие доступа к телевидению и нехватка людей, способных профинансировать его кампанию, по крайней мере, он всем хорошо известен. Кроме того, две либеральные партии, которые в прошлом никак не могли объединиться - 'Союз Правых Сил' или СПС и партия Григория Явлинского 'Яблоко' - заявили, что они будут сотрудничать, начиная с выборов в Мосгордуму, которые состоятся этой осенью.

- Интересно то, что 'Яблоко', наконец, обрело союзника. Может быть, им удастся получить часть голосов.

- Ну, они считают Москву центром более современных и прогрессивных взглядов и полагают, что раз им надо захватывать плацдарм в общенациональной политике, то начинать следует со столицы. Однако они понимают, что даже там этого добиться сложно, поэтому им нужно работать вместе, если они хотят получить значительное количество мандатов в городской Думе.

- Давайте поговорим об экономике. Успокоились ли те пенсионеры, которые на демонстрациях выступали против урезания социальных льгот? Что произошло в решении этой проблемы? И что насчет экономики - очевидно, что в таких городах, как Москва, экономика развивается бурно - но растет ли благосостояние всей страны?

- Нет никаких сомнений в том, что демонстрации пожилых людей по всей стране в зимний период потрясли и испугали власть. В результате Путин начал говорить о необходимости выделения больших средств на материально-техническую базу социальных услуг, здравоохранения, образования, на пенсии и так далее. Поскольку профицит бюджета составляет около 7 процентов валового внутреннего продукта, деньги можно тратить, хотя экономические советники Путина постоянно говорят ему: 'У нас существует проблема инфляции, поэтому здесь нужно действовать осторожно'.

Интересно, что во время его пребывания в Вашингтоне и проведения совместной пресс-конференции с президентом Бушем, когда Буш начал говорить о расходовании средств на ликвидацию последствий урагана, Путин вмешался - хотя вопрос был адресован не ему - и сказал, что 'деньги нужно расходовать'. Затем он выступил с комментарием о необходимости решения национальных социальных проблем. Очевидно, он увидел в американских недостатках данного плана возможность для того, чтобы рассказать, как он намерен урегулировать бюджетные вопросы в собственной стране, и конечно, политические вопросы, потому что в этой области существует реальное недовольство населения.

А теперь об экономике. Темпы роста несколько снизились. Путин намечал ежегодные темпы прироста ВВП в 7 процентов и более - чтобы за десятилетие удвоить объем валового внутреннего продукта. А сейчас, похоже, эта цифра упала ниже шести процентов, мы точно не знаем.

- Приросту способствуют энергоресурсы, так?

- В значительное степени да, но некоторые люди говорят так: 'Почему, если цены на нефть выросли до 65 долларов за баррель, мы развиваемся такими медленными темпами?' На этой неделе Всемирный экономический форум опубликовал интересный доклад, в котором российские государственные учреждения и политика называются 'совершенно не отвечающими требованиям' и говорится о том, что Россия отстает в плане создания современных экономических и политических институтов.

Всемирный экономический форум провел своеобразный рейтинг, в котором Россия по таким показателям, как защита прав собственности, независимость судебной власти и пристрастность государственных чиновников, не вошла даже в первую сотню и по каждой из перечисленных категорий потеряла около двадцати очков. В большей части это вызвано делом 'ЮКОСа'. ('ЮКОС' был независимой нефтедобывающей компанией, потерпевшей мощный удар в связи с арестом ее президента Михаила Ходорковского.) Но по моей оценке, эта картина также отражает общее мнение, заключающееся в том, что политика российского правительства на самом деле не ускоряет экономический рост, а замедляет его.

И по поводу Вашего предыдущего вопроса о распространении всего этого 'нефтяного богатства' за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Поговорите с американскими бизнесменами, и они скажут Вам, что наблюдают экономическое возрождение во многих российских регионах, а не только в Москве. Значительная часть деловой активности идет за ее пределами. Представитель крупной компьютерной компании рассказал мне, что 75 процентов бизнеса у них развивается в регионах. Там быстро растет потребительский рынок, и европейские и американские бизнесмены стремятся занять на нем свое место.

- Так русские пускают к себе иностранный бизнес? Могут ли иностранцы заниматься там своей деятельностью под собственным именем, или в компаниях должно присутствовать российское большинство?

- Бывает по-разному. Но некоторые люди говорят о том, что в ряде областей, особенно в сфере товаров широкого потребления, легкой промышленности и так далее, русские стараются облегчить иностранным компаниям начало коммерческой деятельности.

- Как насчет внешней политики - есть ли что-то, заслуживающее здесь внимания? Отношения между США и Россией выглядят корректными, но не особо теплыми. Или здесь ситуация лучше?

- Российские официальные лица заявляют, что у них нет крупных разногласий с Соединенными Штатами, и что существует своего рода общее согласие о необходимости поддержания отношений сотрудничества. В этом плане я бы отдельно поставил одну представляющую интерес проблему - это проблема Ирана. Русские говорят, что не согласны с Евросоюзом и Соединенными Штатами в вопросе рассмотрения иранской проблемы на уровне Совета Безопасности ООН и с результатами голосования в МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Русские вместе с китайцами и некоторыми прочими странами при голосовании воздержались. При этом они заявляют, что данное разногласие в настоящий момент носит лишь тактический характер и что они полностью поддерживают устремление американцев и европейцев не дать Ирану стать ядерной державой.

- То есть страной с ядерным оружием, так? Они поддерживают право иранцев на мирную атомную энергию, потому что строят АЭС в Бушере, не так ли?

- Совершенно верно. Они считают, что Иран в настоящее время сотрудничает с МАГАТЭ. Но американцы и европейцы так не думают. Вопрос сейчас в том, будет ли урегулировано это тактическое разногласие, или русские станут и дальше говорить, что мы поступаем неверно, пытаясь изолировать Иран в данном вопросе. Сейчас я бы сказал, что преодолеть такое разногласие будет довольно трудно.

- Проблема Чечни - она сейчас предана забвению?

- Есть интересные моменты в том, как русские говорят об этой проблеме в настоящее время, потому что хотя в самой Чечне боевые действия и насилие не настолько сильны, как в прошлом, нарастает обеспокоенность по поводу возможного перетекания конфликта на другие территории. На самом деле, многие россияне говорят о том, что этот конфликт уже распространился за пределы Чечни, и что они сталкиваются с большими проблемами на всем Северном Кавказе, который является многонациональным регионом совместного проживания мусульманского и христианского населения. Русские с готовностью соглашаются с тем, что десятилетия изоляции и пренебрежения к данным проблемам со стороны центральных властей привели к экономической отсталости и отсутствию всего, напоминающего современные институты и основы для занятий бизнесом. А это создало плодородную почву для радикальной и вооруженной оппозиции.

- Это в Средней Азии?

- Нет, на Северном Кавказе. Там, где находится Беслан. Беслан - это не Чечня. Они боятся столкнуться с социальными проблемами за пределами Чечни, поскольку не знают, как их решать.

- Назовите национальные регионы Северного Кавказа.

- На Северном Кавказе есть Дагестан, Ингушетия - мы плохо знаем эти места, но они находятся на юге России, и до недавнего времени россияне считали их стабильной глубинкой, расположенной поблизости от неспокойной Чечни. Сейчас они считают и эти районы неспокойной периферией, проявляющей те же признаки патологии, которые привели к насилию в Чечне.

- Одна из нерешенных и вызывающих раздражение проблем - это отношения России с Грузией из-за Абхазии, которая решила отделиться. К США эта проблема имеет отношение? Действительно ли она серьезна?

- Она относится к категории проблем, которые начали называть 'замороженными конфликтами'. Русские оказывают поддержку как абхазам, так и властям Южной Осетии (еще один сепаратистский регион в Грузии), которым за последние пятнадцать лет удалось де-факто добиться для себя независимости. Грузины с американской помощью заявляют, что такое положение неприемлемо и что русские должны участвовать в нормализации обстановки. Под этим подразумевается восстановление территориальной целостности Грузии путем отказа от военной и политической поддержки сепаратистам с предоставлением данным провинциям значительной автономии. По двум этим вопросам добиться прогресса очень трудно. Абхазы и осетины твердо намерены отстаивать свою независимость, простой автономии им недостаточно. Однако русские не сделали практически ничего, чтобы заставить их договориться с грузинскими властями.

- Насколько я понимаю из Ваших слов, за последние месяцы ситуация в России успокоилась и проблемы Путина уже не столь очевидны?

- Путин получил короткую передышку после прошлогодних несчастий, но ему и его коллегам предстоит решить важнейший вопрос о том, как в 2008 году будет проходить передача политической власти. Будет ли это нечто сфальсифицированное, что потребует внесения изменений в конституцию, или это будет напоминать противозаконный процесс, имевший место на Украине в прошлом году? А может быть, сделают то, что успешно пройдет экзамен как внутри страны, так и за рубежом? Никто не знает, что на уме у него и у его коллег. Все это в Москве очень часто называют 'операция 'Преемник'. И пока данная операция держится в секрете.

- Насколько я понимаю, его - как Вы говорили в прошлом, близкие соратники - это не очень любящие публичность люди, они предпочитают действовать из-за кулис. А если бы он вдруг умер, кто бы заменил его?

- Обязанности президента стал бы исполнять премьер-министр, и тогда у них бы появилась по-настоящему серьезная проблема, потому что премьер-министр Михаил Фрадков практически человек-невидимка. Он чиновник, которого быстро продвинули наверх, и ни при каких обстоятельствах он не смог бы заручиться серьезной поддержкой на президентском посту. Были времена, когда и о самом Путине люди говорили то же самое.

Взял интервью Бернард Гверцман (Bernard Gwertzman)

___________________________________________________________

Избранные сочинения Стивена Сестановича на ИноСМИ.Ru

Перекрестные сигналы встречи Буш-Путин? ("Council On Foreign Relations", США

Перечень того, что должен сделать Путин ("The Washington Post", США) Повестка дня Путина

Они были добрее и мягче? Не намного ("The New York Times", США)

Путин не тот человек, которого хотелось бы пригласить на ужин в семейном кругу ("National Public Radio", США)

Сила украинской демократии ("The Washington Post", США)

Двойные стандарты Путина ("The Washington Post", США)

Назад в СССР. . . ("Newsweek", США)

Повесть о двух постсоветских президентах ("The Wall Street Journal", США)

Как Саддам не сумел выдержать 'экзамен Ельцина' ("The New York Times", США)

Кремль может национализировать собственность "ЮКОСа" ("Council On Foreign Relations", США)

У Путина есть свой кандидат на упреждающий удар ("The New York Times", США)

Роль России в Иране и Ираке ("The New York Times", США)

Проблемы альянса с Россией ("The New York Times", США)