4 октября 2005 года. Российский президент Владимир Путин, который сегодня прибывает в Лондон на саммит с Европейским союзом (ЕС), настойчиво уверяет, что в отношениях между Россией и ЕС все хорошо.
"Разумеется, нет никакого охлаждения между Россией и ЕС, - сказал он на недавней встрече с иностранными учеными и журналистами. - Откровенно говоря, я не вижу никаких причин для такого охлаждения".
Г-н Путин зря так сильно протестует. Расширение ЕС на восток, споры из-за отношения к этническим русским в государствах Прибалтики и столкновения из-за празднования в России очередной годовщины со дня окончания второй мировой войны в совокупности подсыпали песка в дипломатический механизм.
Перевешивает все остальное раздражение Кремля по поводу Оранжевой революции на Украине; Кремль винит западное (в том числе и ЕС) вмешательство в том, что его кандидат в президенты потерпел поражение в конкурентной борьбе с ориентирующимся на Запад Виктором Ющенко.
Главный редактор московского журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов говорит: "Новая линия Кремля после событий на Украине заключается в том, что ЕС является расширяющейся империей нового типа. . . Но Владимир Путин официально заявляет, что необходимо сохранять спокойствие и сотрудничать". Сегодняшнюю повестку формирует заключенное на прошлом саммите в Москве в мае с.г. соглашение относительно "дорожных карт" для четырех общих пространств: экономического, внутренней безопасности и юриспруденции; внешней безопасности; культуры.
Британские официальные лица, выступающие хозяевами сегодняшнего саммита, говорят, что в числе главных тем будут сотрудничество в энергетике, изменение климата планеты, борьба с преступностью и война с терроризмом.
На переговорах будут обсуждаться также более щекотливые вопросы, в частности, беспокойный Северокавказский регион России, права человека и политика в отношении бывших советских республик, расположенных на пространстве между Россией и ЕС.
Поскольку цена на нефть остается высокой, официальные лица как России, так и ЕС очень хорошо понимают ключевую роль торговли энергоносителями в их взаимоотношениях. Зависимость обоюдная: Россия выступает в качестве самого важного единичного источника углеводородов для стран ЕС, а ЕС является крупнейшим экспортным рынком для России.
Однако встреча проходит на фоне политической напряженности. Многие западные аналитики рассматривают Россию как возрождающееся государство, могущество которого возрастает вместе с увеличением доходов от экспорта энергоносителей. Россия все больше готова самоутверждаться и уже не нуждается в поддержке Запада, которой она добивалась в 1990-е годы.
"Я считаю, что Россия не оправдывает надежд, - говорит одно официальное лицо из Западной Европы. - Мы обсуждаем с Россией одно и то же в течение многих лет".
Александр Рар (Alexander Rahr), специалист по России в Германском совете по международным отношениям, говорит: "Россия дрейфует в сторону от Запада. Отношения становятся прохладными. Россия отказалась от заявленной ею в 1990-е годы цели интеграции с Западом".
Россия, со своей стороны, с подозрением относится к намерениям ЕС. Московским "ястребам" не понравилось прошлогоднее расширение ЕС на восток, в бывшую советскую сферу влияния, и они негодуют по поводу того, что считают готовностью Запада вмешиваться в бывшем Советском Союзе.
Русские адресуют большую часть своей критики Соединенным Штатам Америки, но они утверждают также, что новые государства - члены ЕС пытаются сделать этот альянс более враждебным к России. Специальный представитель г-на Путина в ЕС Сергей Ястржембский говорит: "Осуществляется настойчивая, надоедливая кампания (новых государств - членов ЕС) с целью навязывания своих взглядов ЕС в целом".
Россию взбесил бойкот Литвой и Эстонией ее праздничных мероприятий по случаю 60-й годовщины окончания второй мировой войны; она также возмущена тем, что Латвия воспользовалась этим событием, чтобы покритиковать Россию за послевоенную оккупацию Прибалтийских стран.
Попытки подписать российско-латвийский и российско-эстонский пограничные договоры провалились. Кремль также сердит на Польшу за ту роль, которую президент Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski) сыграл в Оранжевой революции на Украине.
Многие поляки и прибалты видят месть г-на Путина в недавнем объявлении о планах строительства нового газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря - маршруту, который обходит транзитные страны Восточной Европы.
Кремль настойчиво доказывает, что этот шаг является чисто экономическим, и отрицает попытку вбить клин между Германией и ее восточными соседями.
Способность Москвы оказывать влияние на ЕС, возможно, ограничивают внутренние политические трудности трех ближайших партнеров г-на Путина: канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), президента Франции Жака Ширака (Jacques Chirac) и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi).