Автор статьи в прошлом был американским посланником на Ближнем Востоке и директором управления планирования политики в Государственном департаменте США
4 октября 2005 года. Нанесенный ураганом урон поставил перед администрацией Буша (George W. Bush) самую серьезную за все время проблему, по крайней мере, внутреннюю. В какой мере подобные внутренние вопросы отразятся на внешней политике президента в его второй срок? Сказать трудно, но повышение политической уязвимости редко бывает благом. Еще более конкретно, администрации, которая склонна полагаться на ограниченное число высокопоставленных официальных лиц, с учетом ее недоверия к чиновникам среднего звена, необходимость справиться с политическими последствиями урагана "Катрина" может не оставить достаточного времени на решение других насущных проблем. И все же внешняя политика Буша в его второй срок стала иной.
Наиболее разительной переменой является высокая степень энергичности, которая сегодня характерна для внешней политики США. Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) как госсекретарь США проявляет значительно большую активность, чем ее предшественник на этом посту, Колин Пауэлл (Colin Powell). В отличие от г-на Пауэлла, она очень много путешествует. Ей не чуждо использование телефона, но представляется, что она принимает в расчет не только персональное влияние встреч лицом к лицу, но также и выгоду в плане отношений с общественностью от поездок в другие столицы и посещения местных общин.
Даже если бы перемены были всего лишь стилистическими, они все равно имеют ценность для представления остальному миру менее вызывающей позиции Соединенных Штатов. Но по некоторым вопросам США существенно изменили свою позицию и курс, особенно в отношении Северной Кореи и Ирана.
После того как высокопоставленному сотруднику администрации США Кристоферу Хиллу (Christopher Hill) было поручено возглавить американскую делегацию на шестисторонних переговорах по вопросу ядерной программы Пхеньяна, было разрешено прямо и активно вести дела со своими северокорейскими коллегами и были даны полномочия предлагать важные стимулы для отказа от их ядерного оружия, нерешительность Соединенных Штатов на переговорах с Северной Кореей исчезла. Это правда, что китайцы, возможно, оказали большее, чем остальные участники, влияние на недавнее заключение договоренности о согласованных принципах, но администрация США с ней согласилась и в процессе выработки этой договоренности пошла на ряд важных уступок.
Так же, как администрация США позволила Китаю выступать лидером на переговорах с Северной Кореей, она поступила и в отношении так называемой "троицы" Европейского союза (ЕС) - Великобритании, Франции и Германии - на переговорах с Ираном. Не присоединяясь к этой троице за столом переговоров, администрация США осуществляла тесную координацию с ними по Ирану и поддерживала их усилия с целью принятия Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) резолюции о несоблюдении Ираном своих обязательств по Договору о ядерном нераспространении (Nuclear Non-Proliferation Treaty).
Не заменяет ли администрация Буша возвышенный идеализм его первого срока новым реализмом? Г-жа Райс говорила о "практическом идеализме", когда дала понять, что администрация США не намерена отступать от своих более широких целей осуществления демократических перемен в тех местах, которые демократии не знали. Но она подчеркнула, что станет добиваться этих целей такими путями, которые учитывают уникальные особенности каждого случая. Итак, продвижение демократии остается фундаментальной целью на Ближнем Востоке, но следование этой цели в Ираке отражает желание синтезировать исламские традиции и демократию - даже если это придется не по нраву иракцам, выступающим за светское государство. Точно так же в Саудовской Аравии г-жа Райс дала понять, что не станет публично призывать к ответу саудовцев за то, что они сажают в тюрьмы сторонников основных прав человека и при этом не настаивают на открытости выборов. И хотя администрация США сегодня готова дать режиму Ким Чен Ира (Kim Jong-Il) заверения в том, что на него не будет совершено нападение, она также назначила нового посланника по правам человека в Северной Корее.
Г-жа Райс, кажется, воплощает в себе сочетание идеального и практического. Ее собственный опыт способствует тому, чтобы ценить высокие идеи и понимать важность воплощения этих идей в действительность. В ее Государственном департаменте она поставила на ключевые должности таких людей, как Роберт Зеллик (Robert Zoellick), Филип Зеликов (Philip Zelikow) и Ник Бернс (Nick Burns), которые видят общую картину, но также знают, что во внешней политике нужно действовать, а не просто говорить о ней.
Она сумела принять практический идеализм как руководство к действию потому, что очень уверена в своих добрых отношениях с президентом США. В отличие от г-на Пауэлла, она теперь имеет такую бюрократическую структуру, которая способствует, а не мешает ее действиям. Стив Хадли (Steve Hadley), ее заместитель в первый срок, теперь стал советником президента США по национальной безопасности, и они двое тесно координируют свои действия - что является свидетельством как их отношений, так и общей приверженности претворению в жизнь повестки президента Джорджа Буша-младшего.
На данный момент противостояние между Пентагоном и Государственным департаментом США, которое было характерно для первого срока и которое фактически парализовало политику в отношении Северной Кореи и Ирана, кажется, ушло в прошлое. Различия в подходах, быть может, и сохранились, но сегодня решения принимаются - и в общем случае в соответствии с позицией, которую занимает госсекретарь.
Так является ли все вышесказанное хорошей новостью? Как всегда, реальность находит способ заявить о себе. Хотя г-жа Райс пользуется поддержкой президента США, а процесс принятия решений позволяет ей влиять на внешнюю политику, перед ней стоит пугающее число проблем. Несмотря на то, что в отношении Северной Кореи и Ирана проводится новая политика, кризис в каждом случае более вероятен, чем разрешение проблемы. Просчеты в интерпретации соглашения с Северной Кореей очевидны уже сегодня, а иранцы продолжают предоставлять доказательства своей решимости завершить полный цикл переработки ядерного топлива и не собираются отступать в ответ на просьбу МАГАТЭ - а теперь даже угрожают запретить все инспекции в стране.
Кризис в любой стране, но особенно в Иране, трудно урегулировать, пока администрация США, что вполне понятно, занята упрямой и все более сектантской реалией в Ираке. Все это время она должна также уделять внимание глобальной борьбе с радикальными исламистами, сохраняющейся угрозе распространения ядерного оружия, непрочному затишью и различиям в ожиданиях израильтян и палестинцев после разъединения, а также нарастающей угрозе взрыва внутри Палестинской автономии - не говоря уже о пандемии ВИЧ-инфекции/СПИДа и нищете в Африке. Сюда следует добавить падение привлекательности демократии в Западном полушарии, внутренние ограничения в России и появление Китая со своим энергетическим голодом и со своими требованиями на мировой арене.
Никакой госсекретарь не в состоянии решить всех проблем, но судить о пребывании в должности госсекретаря г-жи Райс и о наследии г-на Буша во внешней политике станут по достигнутым результатам. Хотя общая повестка очень обширна, почти нет сомнений в том, что на оценку достижений администрации США во второй срок решающее влияние окажут два вопроса: война в Ираке (война по выбору) и война с радикальными исламистами (война по необходимости). Практический идеализм - хороший лозунг, но судить о нем станут по тому, как он применяет все инструменты государственного управления, включая грубую и мягкую силу, для достижения приемлемого исхода в Ираке и дискредитации (и как следствие этого, последующего разгрома) радикальных исламистов.