Президент Казахстана говорит, что через несколько лет его страна станет более крупным экспортером нефти, чем Кувейт, и будет представлять большой интерес для глобальной политики США.
Речь президента Нурсултана Назарбаева на открытии второй сессии нового казахстанского парламента в Астане в сентябре месяце была наполнена сигналами, рассчитанными на обретение благорасположения Соединенных Штатов. Назарбаев заявил, что одно только гигантское нефтегазовое месторождение Казахстана Курмангазы 'может содержать до 980 миллионов тонн извлекаемых углеводородов'. По его словам, нефтедобыча на казахстанской части Каспийского моря может достичь 'к 2015 году уровня в 100-150 миллионов тонн (в год)'.
'При ее полной реализации Национальная программа позволит нам экспортировать 2 миллиона баррелей нефти в день в 2010-м, и 3 миллиона баррелей в 2015 году. Добыча природного газа достигнет 100 миллиардов кубометров в год', - сказал президент.
По данным Управления энергетической информации (Energy Information Administration) правительства США, в 2004 году Кувейт и Нигерия вместе добывали 2,51 миллиона баррелей нефти в день, а Ирак производил 2,03 миллиона баррелей ежедневно. Только две страны мира, Саудовская Аравия и Россия, в 2004 году экспортировали более 3 миллионов баррелей нефти в день каждая: Саудовская Аравия вывозила на внешний рынок 8,73 миллиона баррелей в день, а Россия 6,67 миллиона баррелей.
Но Казахстан может столкнуться с теми же проблемами в сфере безопасности, с которыми до него сталкивались Саудовская Аравия и Кувейт. В стране относительно небольшая численность населения, составляющая 17 миллионов человек; она очень богата и находится в опасном и нестабильном географическом окружении. В ряде граничащих с Казахстаном стран, таких как Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, распространяет свое влияние исламский экстремизм. Кроме того, это государство соседствует со странами, обладающими ядерным оружием: Россией, Китаем, Индией и Пакистаном. В связи с этим задача налаживания хороших отношений с соседями и с мировой супердержавой, какой являются Соединенные Штаты, становится труднодостижимым, но настоятельно необходимым приоритетом национальной безопасности.
Таким образом, Назарбаев попытался просигнализировать о том, что готов вносить свой посильный вклад в поддержание мировых цен на энергоресурсы.
'Казахстан очень серьезно относится к своей новой роли в обеспечении международной энергетической стабильности и безопасности', - заявил он.
Страна пытается установить хорошие отношения с Соединенными Штатами Америки и обеспечить приток американских инвестиций, особенно в свою нефтяную отрасль, и в то же время не обидеть Россию и Китай. Назарбаев отчетливо подтвердил это в своей речи в сентябре. 'Наш первый приоритет заключается в развитии сотрудничества с Россией, Китаем, Соединенными Штатами и Европейским Союзом', - сказал он.
'Казахстан всегда твердо выступал и будет выступать за широкое международное сотрудничество в деле сдерживания распространения ядерного оружия, в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, торговлей наркотиками и прочими современными угрозами. Это соответствует и нашим национальным интересам'.
5 июля Назарбаев выступил в качестве хозяина на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане, во время которой Россия и Китай, доминирующие в данной организации, призвали Соединенные Штаты срочно вывести свои военно-воздушные базы из этого региона.
Тем временем, Назарбаев испытывает на себе нарастающее давление со стороны администрации Буша, которая призывает его активнее работать над созданием в Казахстане структур демократии и политической прозрачности. Он отреагировал провозглашением Национальной программы демократических реформ, которая должна быть реализована в два этапа в течение следующих шести лет (2006-2011 гг.).
В рамках данной программы Назарбаев за прошедшие полгода подписал ряд указов о введении новых официальных процедур и публичной открытости в работе местных и общенациональных исполнительных органов власти, а его министерство юстиции приняло закон о развитии системы судов присяжных заседателей. Он также объявил о реформе судебной власти как о 'части более широких демократических реформ', о чем сказал в своей сентябрьской речи. Назарбаев добивается переизбрания на пост президента на общенациональных выборах, запланированных на декабрь текущего года.
Однако казахстанцы хотят продвигаться вперед медленнее, чем того добиваются от них некоторые демократические активисты в администрации Буша. Дело в том, что они, как и их соседи, были крайне обеспокоены насильственным свержением правительства президента Аскара Акаева в расположенной рядом Киргизии, а также мощными беспорядками в узбекском городе Андижане, в результате которых погибли несколько сот человек. Разгневанный и встревоженный узбекский президент Ислам Каримов отреагировал на эти выступления следующим образом: он постарался заручиться надежной поддержкой со стороны России и Китая и, в то же время, предложил США в течение шести месяцев эвакуироваться со стратегически важной военно-воздушной базы Карши-Ханабад. Это спровоцировало конфликт с Пентагоном, который любыми средствами хотел сохранить свою базу в Узбекистане, а также с Государственным Департаментом, который постарался в жесткой форме предупредить Каримова о необходимости соблюдения прав человека.
Назарбаев и другие высокопоставленные государственные деятели Казахстана заявляют, что страна должна увеличивать свой средний класс, а также обеспечивать создание устойчивой и всеобъемлющей базы владельцев собственности, которые кровно заинтересованы в поддержании стабильности и демократии.
'Наша цель заключается в строительстве основ современной и конкурентоспособной экономики в открытом, демократическом и процветающем обществе свободных граждан, - заявил он в своем выступлении 2 сентября, - ... но нельзя построить открытое, свободное и процветающее общество с высоким уровнем жизни при слабой, отсталой и зависимой экономике, в которой отсутствует превалирующий средний класс'.
Назарбаев настойчиво пытается добиться для Казахстана места страны-председателя в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. В рамках этих усилий он предложил провести у себя форум ОБСЕ по вопросам терпимости, уважения между религиями и межэтнического согласия, а также второй съезд лидеров мировых и традиционных религий.