Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На жестокое обращение Путина с Россией США отвечают молчанием

Даже если и существует обеспокоенность по поводу отхода России от демократии, она не отражается на политике Америки по отношению к этой стране

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несколько раз резко сменив свою позицию по России, администрация Буша, кажется, выработала достаточно последовательную стратегию в отношении сползания России в противоположную от демократии сторону, а именно: не обращать на это внимание. Руководство Совета национальной безопасности в Белом доме считает, что происходящее в России не имеет отношения к Соединенным Штатам; что США в любом случае не могут сильно повлиять на ситуацию внутри России; и что пристальное внимание к авторитарному стилю Путина повредит американским интересам.

23 сентября, через неделю после того, как президент Буш был 'рад вновь приветствовать своего друга Владимира Путина в Белом доме', Путин сделал еще один шаг, направленный на подавление политической свободы в России.

Посадив нефтяного магната Михаила Ходорковского в тюрьму, уничтожив его компанию с помощью требований выплатить задолженность по налоговым отчислениям, что привело к вынужденной распродаже активов, а также других приемов избирательного правосудия, президент дал понять представителям бизнеса, что с ним лучше не связываться. А через несколько часов после того, как апелляцию Ходорковского отклонили в ходе до смешного короткого судебного заседания и утвердили приговор к восьми годам лишения свободы, Путин взялся за адвокатов.

Представители организации, которая раньше называлась КГБ, вытащили в час ночи из гостиничного номера участвовавшего в процессе канадского адвоката Роберта Амстердама (Robert Amsterdam) и велели ему покинуть Россию в течение 24 часов. Более того, представители прокуратуры заявили, что будут добиваться лишения адвокатов Ходорковского права заниматься юридической практикой, а в России Путина прокуратура обычно добивается своего.

Есть соблазн назвать подобную тактику сталинской, но Путин не такой кровожадный и во многом значительно умнее Сталина. При Путине людей не расстреливают, да он и понимает, что в этом нет необходимости. Для восстановления авторитарного режима ему не нужен Гулаг: посеять страх можно, учинив показательную расправу.

Он может уволить редактора за то, что тот поместил критическую статью на первой странице газеты, и редакторы других газет сделают выводы. Президент может также уволить пару судей, оставив их без пенсий, и их коллеги будут более покладисты. Стоит припугнуть несколько правозащитных организаций, оставить дела об убийстве нескольких журналистов нераскрытыми, начать уголовное расследование против политика, который заявил о намерении участвовать в следующих президентских выборах или поместить бизнесменов в камеры с туберкулезными заключенными, и об этом всем станет известно.

Амстердам, который работал во многих странах с развивающимися рынками, рассказал мне после того, как покинул Россию, что нигде страх не был так осязаем, а политическое пространство так зажато, как в стране Путина.

Несколько раз резко сменив свою позицию по России, администрация Буша, кажется, выработала достаточно последовательную стратегию в отношении сползания России в противоположную от демократии сторону, а именно: не обращать на это внимание. Руководство Совета национальной безопасности в Белом доме считает, что происходящее в России не имеет отношения к Соединенным Штатам; что США в любом случае не могут сильно повлиять на ситуацию внутри России; и что пристальное внимание к авторитарному стилю Путина повредит американским интересам.

Так как подобная стратегия плохо сочетается с установкой Буша на продвижение демократии, заявления американской администрации иногда звучат более резко, чем предполагает эта стратегия. Например, во время последнего визита в Москву госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) откровенно высказывалась по поводу состояния демократии и прав человека в России.

Даже если и существует обеспокоенность по поводу отхода России от демократии, она не отражается на политике Америки по отношению к этой стране. Администрация сокращает финансирование мероприятий по развитию демократии в России. Она также не оспаривает права Путина председательствовать на саммите 'Большой восьмерки' в следующем году.

А, судя по поведению Буша во время последнего визита Путина, он уже даже не считает нужным притворяться. Буш лишь мимоходом коснулся темы демократии, и слова его были явно оторваны от реальности. Он сказал, что Россия 'будет еще более сильным партнером по мере осуществления реформ, о которых говорил президент Владимир Путин: они будут способствовать укреплению законности и дадут людям в России возможность свободного самовыражения'.

Буш, по сути, дал понять, что ему все равно, будет ли Путин осуществлять реформы, о которых он, вообще-то, не говорил: 'И каждый раз, когда я приезжаю с визитом и разговариваю с президентом Путиным, ... наши отношения становятся прочнее, и я хочу поблагодарить Вас за это'.

Вы можете возразить, что о все еще мечтающих о свободе россиянах можно забыть ради того, что США получают от сотрудничества с Россией: безопасности хранения ядерных материалов и меньшей вероятности возражений Москвы по поводу действий Америки в Ираке и Афганистане. Кроме того, как заметил Буш, 'у них есть продукция, которая нас интересует, например энергоресурсы'.

Однако не похоже, чтобы Буш получал многое от этого сотрудничества, а растущая политическая закрытость России идет вразрез с интересами Соединенных Штатов, особенно учитывая, что Россия становиться более националистично настроенной и воинственной в политике по отношению к соседним государствам.

Во время 'холодной войны' в своей политике США тоже иногда поступались правами человека из-за заинтересованности в поставках природного газа и уступках по вопросам контроля над вооружениями. Но во времена Советского Союза американские руководители понимали суть системы, с которой они имеют дело, и, как правило, не боялись говорить о ней открыто. Поразительно, что впервые за последние десятилетия Россия становится менее, а не более свободной страной, а Буш даже не может заставить себя признаться в том, что происходит.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Фреда Хайатта на ИноСМИ.Ru

Режим Путина: за репрессии придется платить ("The Washington Post", США)

Пара слов между друзьями ("The Wall Street Journal", США)

Правила игры ("The Washington Post", США)

Россия: Преступная логика берет свое ("Philadelphia Inquirer", США)

Русские мотивы в творчестве Путина ("The Washington Post", США)

Трудные времена для демократии ("The Washington Post", США)

Жертвуя принципами в угоду Путину ("The Washington Post", США)

Демократия подождет ("The Washington Post", США)

Сергей Ковалев - фантом правды ("The Washington Post", США)

Удобное для Буша-младшего сравнение ("The Washington Post", США)

Цыплята важнее Чечни ("The Washington Post", США)

Дипломатия "на цыпочках" ("The Washington Post", США)

Чечня заставляет вздрагивать ("The Washington Post", США)