Роберт Амстердам, канадский защитник находящегося в тюрьме российского нефтяного магната Михаила Ходорковского, вчера был в Калгари и по приглашению Института Фрейзера (Fraser Institute) рассказал о громком деле своего клиента, о том, как это характеризирует правление президента Владимира Путина и о том, что это означает для канадских энергетических компаний, желающих инвестировать в Россию.
На прошлой неделе господин Ходорковский, бывший владелец Юкоса, томящийся в тюрьме вот уже более двух лет, проиграл апелляцию на обвинения в мошенничестве и уходе от налогов.
Господин Амстердам заявил, что апелляция была проведена очень быстро, чтобы не дать Ходорковскому участвовать в довыборах, в результате которых Ходорковский возможно был бы избран в Думу, российский парламент. Его нефтяная империя Юкос была практически ренационализирована в декабре путем выдвижения претензий о неуплате налогов на сумму 28 млрд. долларов США.
Вопрос: Каким образом вы были вовлечены в команду защитников Михаила Ходорковского?
Ответ: Мы познакомились в 2003 году после его ареста. Мы хорошо поладили. Я изучал Россию всю свою жизнь. Мы обнаружили, что, несмотря на то, что нас многое разделяет, мы понимаем друг друга. И я действительно никак не ожидал, нет, я уверен, также как и он, что наши отношения будут так стремительно развиваться.
Я - один из его защитников. Я работаю по международной части, а также работаю и внутри России, особенно, что касается борьбы на политической сцене. Это политическое дело. И поскольку я в значительной мере связан с политикой, он попросил меня заниматься политическими вопросами в России и за ее пределами.
Вопрос: Каково положение господина Ходорковского на данный момент?
Ответ: В результате рассмотрения апелляции его срок был сокращен на год (о чем было сказано на прошлой неделе). Апелляция на самом деле не была апелляцией. У власти было намерение не дать ему баллотироваться в Думу. Поскольку его участие в выборах позволило бы показать, что он значительно популярнее, чем это может допустить российская власть. Это поставило бы ее в затруднительное положение. Если вы спросите людей в Москве, то довольно значительный процент скажет, что Ходорковский популярен.
Вопрос: Что сейчас ожидает Ходорковского?
Ответ: Насколько я понимаю, он отправится в трудовой лагерь. Они не назвали, в какую именно часть Гулага он отправится.
Вопрос: Как он справляется со сложной ситуацией, в которую он попал?
Ответ: Поразительно. Происходит что-то очень фантастическое, когда речь заходит о реальном патриотизме русских. И я думаю, он верит, что то, что он не уехал и продолжает бороться и есть патриотизм. Я думаю, что это дает ему некоторое успокоение. Он невероятно предан России.
Вопрос: Энергетические компании, такие как Petro-Canada, хотели бы участвовать в энергетических проектах в России. Правильное ли это место для инвестирования?
Ответ: Я не верю в многообещающее сотрудничество между легальным бизнесом, таким как Petro-Canada, и Россией. Я люблю Россию и приветствую такие возможности для России. Однако я думаю, что существует необходимость для прозрачности, высокого уровня осторожности и юридической экспертизы со стороны Petro-Canada и канадского правительства. Правительство должно поднять вопросы верховенства закона и соблюдения прав человека. Россия нуждается в нас больше, чем мы в ней, поскольку Россия является развивающейся страной. Сейчас у них есть только энергетические запасы.
Их производственная база слишком мала; объем прямых иностранных инвестиций в любую другую отрасль экономики, помимо энергетической, невелик. А у Канады есть большие рычаги влияния.
Вопрос: Как Вы считаете будет развиваться ситуация с нефтяной отраслью в России?
Ответ: Сейчас отрасль находится в очень опасной ситуации. С того момента как государство установило контроль над Юкосом год назад, впервые за несколько лет уровень нефтедобычи перестал расти. Эти люди некомпетентны. Они ужасно некомпетентны.
Это не стабильная страна. И она плохо управляется.
Россия ужасно коррумпированная страна, и канадцы должны понимать, что наше правительство не должно стоять вместе с остальными в стороне и смотреть на эти ужасные нарушения, они должны начать серьезную дискуссию об ответственности Канады в случае, когда такая страна как Россия нарушает международные договоры, которые подписаны как Россией, так и Канадой.