6 октября 2005 года. Хватит значит хватит. Агонизирующий процесс переговоров о мандате для Турции на начало переговоров о членстве этой страны в Европейском союзе (ЕС) на этой неделе, кажется, истощил энтузиазм многих правительств стран ЕС к любым дальнейшим расширениям своего союза.
Дело в том, что они разработали самые жесткие условия переговоров из всех, какие только предъявлялись к кандидатам прежде, предусмотрев всевозможные способы блокирования конечной цели - вступления Турции в ЕС. В качестве необходимого предварительного условия была названа "способность ЕС абсорбировать Турцию". Любые признаки отхода Анкары от "принципов свободы, демократии, уважения прав человека и главенства закона" могут вызвать резкую приостановку переговоров. В каждой строчке звучит сомнение сегодняшних государств - членов союза в необходимости открыть свои двери для страны, расположенной по другую сторону Босфорского пролива.
Хорватия сумела пролезть под проволоку и открыть переговоры о собственном вступлении в союз благодаря поступившему в последнюю минуту сообщению о том, что Загреб, наконец, полностью сотрудничает в деле поисков Анте Готовины (Ante Gotovina), наиболее печально известного военного преступника этой страны. Осторожность можно понять. "Усталость от расширения" очевидна на большей части Западной Европы. Она сыграла свою роль в том, что народы Франции и Нидерландов сказали "Нет" договору о Конституции ЕС. Ни одна из более богатых стран не хочет увеличения бюджета ЕС, чтобы заплатить за последний раунд расширения, не говоря уже о следующем раунде. А поэтому сегодня в Брюсселе идут переговоры о необходимости дебатов с целью определения "идентичности" Европы и закрепления на все времена границ союза.
Это можно понять, но это плохая идея. Она появилась слишком поздно и не будет работать. Расширение ЕС является данностью, а перспектива членства в этом союзе выступает в качестве самого важного фактора, который постепенно приносит стабильность и демократию самым хрупким и беспокойным границам союза - западной части Балканского полуострова и западным республикам бывшего Советского Союза, Украине, Молдавии и Белоруссии.
Вместо этого планируется предложить всем странам, стремящимся стать членами союза, возможно более приятную "политику добрососедских отношений", которая предусматривает практические планы расширения торговли и инвестиций, полномасштабный таможенный союз, облегчение визовых режимов и помощь в строительстве новых институтов для укрепления демократии и главенства закона. Короче, обещать им все, кроме полноправного членства в институтах ЕС.
На бумаге это звучит хорошо и поможет облегчить неизбежный переходный период, когда эти страны прилагают усилия к тому, чтобы удовлетворять европейским стандартам государственного управления и хорошего руководства. Однако политика добрососедства не дает нужных этим странам гарантий для привлечения иностранных инвестиций, укрепления их уверенности в себе, искоренения коррупции и предотвращения возврата к диктатуре, не говоря уже о новых войнах с целью этнических чисток.
Возьмем Украину. Оранжевая революция в конце прошлого года стала триумфом для демократии и данью уважения к влиянию расширившегося ЕС. Именно благодаря недавно вступившим в ЕС странам, в особенности Польше и Литве, удалось принудить уходившего президента Украины Леонида Кучму к заявлению о признании недействительными мошеннических президентских выборов, которые отдали победу его избранному кандидату. Великобритания, Франция и Германия не хотели обижать российского президента Владимира Путина, вмешавшись в выборы, результат которых был для него предпочтительным. Победа Виктора Ющенко стала большим плюсом для внешней политики ЕС, а также и для силы улицы.
Однако г-н Ющенко уже попал в серьезную неприятность после того, как его правительство рухнуло, а экономика оказалась в застое по причине хаотичных планов массовой реприватизации бывших государственных промышленных предприятий. Популярность партии г-на Ющенко упала, и вполне может случиться, что на парламентских выборах в следующем году пророссийская партия снова получит наибольшее число мест.
В соседней Белоруссии, последней диктатуре в Европе, ситуация совершенно иная, но одинаково нестабильная. Александр Лукашенко на основах советской системы создал слабое, но очень порочное полицейское государство и остается платежеспособным главным образом благодаря тому, что Москва поставляет ему природный газ по субсидированной цене. Представляется, что г-н Лукашенко твердо держит бразды правления страной, учитывая, что численность сотрудников его служб безопасности составляет 10% от 10-миллионного населения Белоруссии. Однако урок Украины свидетельствует, что революция против коррумпированной диктатуры может разразиться в любой момент. Если это произойдет в Белоруссии, что тогда делать ЕС?
Отсутствие гармоничной политики ЕС в отношении Украины и Белоруссии не просто результат усталости от расширения союза. Это также и следствие желания не обидеть г-на Путина. Россия так и не примирилась с независимостью бывших советских республик. Открытое вмешательство ЕС вызывает глубокое негодование. Когда на этой неделе российский президент прибыл в Лондон для участия в саммите ЕС-Россия, о Белоруссии не упоминалось вообще, а об Украине говорилось только в контексте соседней Молдавии. Вместо этого со счастливым видом велись разговоры о поставках российских энергоносителей и о сотрудничестве в предотвращении глобального потепления. Тема российского "ближнего зарубежья" была сочтена слишком трудной.
Белоруссия и Украина - соседи ЕС, как и значительной части России. Их стабильность и демократия должны равно заботить как ЕС, так и Россию. Однако г-н Путин, кажется, предпочитает нестабильность, в то время как европейцы "прикусили язык". Сохранение перспективы пусть даже и отдаленного вступления в ЕС Украины и демократической Белоруссии дает жизненно необходимое ободрение оказавшимся в трудных условиях демократам в обеих вышеназванных странах. При этом Москве посылается сигнал, что союз очень заинтересован в том, что там происходит. Это не соперничество времен "холодной войны". Это вопрос обеспечения мира и стабильности для данного региона.
Стало бы трагедией, если бы политические лидеры ЕС утратили эту более широкую перспективу, пока они справляются с временным несварением желудка, вызванным последним раундом расширения.