Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Московский суперлатив

От 'управляемой демократии' Путина осталось только управление

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва плавает на нефтяном пузыре. Результаты чрезмерно высокой цены на нефть видны повсюду. Город переживает строительный бум, он вызывает у человека после нескольких лет отсутствия почти потрясение. То, что великий репортер и убежденный коммунист Эгон Эрвин Киш описывал в 20 годы как 'оргию контрастов', сегодня относится к городу суперлатива больше, чем когда-либо раньше

Москва плавает на нефтяном пузыре. Результаты чрезмерно высокой цены на нефть видны повсюду. Город, занимающий четвертое место среди самых дорогих городов мира, переживает строительный бум, он вызывает у человека после нескольких лет отсутствия почти потрясение. То, что великий репортер и убежденный коммунист Эгон Эрвин Киш (Egon Erwin Kisch) описывал в 20 годы как 'оргию контрастов', сегодня относится к городу суперлатива больше, чем когда-либо раньше.

В Москве в настоящее время строится самый высокий небоскреб Европы. По городским улицам с пятирядным движением двигаются почти три миллиона автомобилей, в два раза больше чем в середине девяностых годов. В прекрасно отреставрированном отеле 'Националь', расположенном напротив Кремля, останавливаются американские адвокаты и французские бизнесмены, немецкие банкиры и российские предприниматели. Снова идет открытая дискуссия, в том числе и в непосредственном окружении Путина, стоит ли, наконец, закрыть Мавзолей Ленина на Красной площади, а его тело, согласно оставленному им завещанию, захоронить в Санкт-Петербурге.

И все же в одну из суббот, во второй половине дня, атмосферу между Мавзолеем и храмом Василия Блаженного определяли главным образом элегантные молодые пары, шумно отмечавшие событие после бракосочетания под охраной бдительных охранников и фотографировавшиеся перед непомерно длинными белыми и розовыми лимузинами.

В знаменитом ГУМе, расположенном напротив, где два десятилетия назад женщины часами выстаивали в очередях в надежде купить пару импортных туфель из Венгрии или чешский пуловер, теперь в многочисленных бутиках продают товары известных зарубежных фирм. Однако самый красивый магазин (ему более ста лет) этой столицы, насчитывающей 13 миллионов жителей, кажется почти призраком, так как в нем нет покупателей. Новая роскошь там, как и в очень дорогих ресторанах и кафе (говорят, что чашка кофе в Москве самая дорогая в мире), - для тонкого слоя богатых предпринимателей и коррумпированной бюрократии.

Новую бедность, разумеется, не скроешь. В частности, трое из четверых бедняков проживают в сельской местности, но все более заметной социальная пропасть становится и в самой Москве. 'Мы - единственная в своем роде страна - очень богатая, но с нищим населением, которое от этих богатств ничего не имеет', - заявил недавно член-корреспондент Академии наук Николай Петраков, директор Института проблем рынка.

Россия по уровню жизни в сравнении с другими странами скатилась вниз. Среди 177 стран она занимает 62 место, это минус пять мест по сравнению с 2004 годом. Доходы на душу населения составляют меньше трети такого же показателя в Австрии. Более 50 процентов опрошенных убеждены, что 'нефтяных денег' они никогда не получат, что эти деньги осядут в карманах 'небольшого круга лиц'.

Несмотря на приговор в отношении бывшего главы ЮКОСа Ходорковского, признаваемый многими как 'позорный и не уважающий права человека', несмотря на лживость подконтрольных электронных средств массовой информации, несмотря на переплетение между собой бизнеса, преступности и правосудия, атмосферу в стране определяет 'авторитарная модернизация' (политолог Андрей Пионтковский).

Не только адвокаты Ходорковского, приговоренного к восьми годам колонии, но и иностранные журналисты и дипломаты могут, разумеется, подтвердить из собственного опыта, что от 'управляемой демократии' Путина осталось только управление. Кстати, кажущаяся стабильность в условиях политико-бюрократического господства продолжает оставаться основой непоколебимой популярности (70 процентов) главы государства.