Двое бежали из страны. Еще один сидит в тюрьме; его нефтяная империя разрушена. Российскому президенту Владимиру Путину в основном удалось выполнить данное им в период своей избирательной кампании обещание сделать так, чтобы олигархи - влиятельные магнаты, появившиеся в хаосе постсоветской России - исчезли "как класс".
И вот теперь большинство сверхбогатых людей страны либо пакуют чемоданы, либо затаиваются и пытаются сохранить благорасположение правительства.
Исключение составляет Михаил Фридман. Используя в бизнесе тактику кулачного боя, этот 41-летний человек создал стоящую 8 млрд. долл. США империю, интересы которой распространяются на нефть, телекоммуникации, банковское дело и розничную торговлю. И вот теперь он вступил в схватку с министром информационных технологий и связи РФ Леонидом Рейманом, который является давним другом Путина.
Прошлой осенью юристы нескольких компаний, входящих в принадлежащую г-ну Фридману корпорацию "Альфа-Групп", добились, чтобы Энтони Георгиу (Anthony Georgiou), бывший деловой партнер г-на Реймана, дал под присягой показания одному суду на Британских Виргинских островах, что он выплатил г-ну Рейману взяток на общую сумму свыше 1 млн. долл. США. Г-н Георгиу показал, что выплаты происходили в начале 1990-х годов, когда будущий министр являлся одним из высших руководителей государственной телефонной компании в Санкт-Петербурге. Основываясь отчасти на обвинениях, появившихся в ходе этого судебного разбирательства, немецкие следователи начали расследование с целью установить, не способствовали ли западные банки какой-либо криминальной деятельности.
Г-н Рейман энергично отрицал какие бы то ни было противозаконные деяния, а в конце прошлого года обвинил "Альфа-Групп" в попытке очернить его, чтобы одержать верх в деловом споре. "'Альфа-Групп', являющаяся старой олигархической структурой, пытается использовать традиционное средство, с помощью которого она много раз на протяжении многих лет разрешала конфликтные ситуации - давление на официальных лиц", - заявил репортерам г-н Рейман.
Фактически, г-н Фридман почти не пытается притворяться, что просто ратует за чистое правительство. Он ведет отчаянное сражение за пакет акций в компании мобильной связи, которая занимает в России 3-е место. Его юристы используют обвинения в коррупции, чтобы выиграть судебный иск к зарегистрированному на Бермудских островах инвестиционному фонду, который утверждает, что данный пакет акций принадлежит ему. Г-н Фридман предложил отказаться от судебных исков, если другая сторона согласится на внесудебное урегулирование спора.
В российском бизнесе, где захваты предприятий силой нередко связаны с использованием крепких парней в масках и с автоматами, жесткость давно является одним из ключей к успеху. Но г-н Фридман, жесткая тактика которого уже стала легендой, встал на путь одиночного сопротивления в момент, когда государство все сильнее зажимает частный бизнес.
"Это наш стиль, наша стратегия, и мы не собираемся ее менять. Мы делаем много такого, что некоторым может показаться агрессивным", - говорит г-н Фридман с улыбкой на детском личике, сидя в своем спартанском белом офисе в центре Москвы.
До сего времени консорциуму "Альфа-Групп" удавалось избегать неприятностей с самим Кремлем. Г-н Фридман пытается обезопасить себя, нанимая в качестве советников бывших правительственных чиновников, в том числе Петра Авена, бывшего министра торговли и старого друга г-на Путина, который регулярно видится с президентом России.
Г-н Фридман говорит, что старается избежать всего, что Кремль мог бы расценить как вызов своему контролю в области национальной политики. По мнению многих, именно из-за этого попал в неприятность миллиардер Михаил Ходорковский. Он жертвовал миллионы долларов целому ряду политических партий. Сейчас он отбывает 8-летний срок тюремного заключения за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Его компании "ЮКОС" были вменены недоимки по налогам в сумме 28 млрд. долл., а в прошлом году большая ее часть была национализирована.
В то время как г-н Ходорковский нередко открыто критиковал Кремль во время своих частых поездок в Соединенные Штаты Америки, г-н Фридман ведет себя куда более осторожно. В январе с.г. он летал в Нью-Йорк, чтобы открыть цикл лекций в Совете по международным отношениям США, которые финансировал его банк. С лекцией выступал российский министр обороны Сергей Иванов, доверенное лицо г-на Путина и человек, которого частенько прочат в потенциальные преемники президента. Г-н Фридман представил его слушателям как "выдающегося политика".
К тому же 'Альфа-Групп' позаботилась о надежной 'страховке'. 50% акций нефтяной компании, которую контролировала группа, сегодня принадлежат 'British Petroleum'; заключая эту сделку, г-н Фридман предусмотрительно заручился ее одобрением со стороны г-на Путина и премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Сегодня, после дела 'ЮКОСа', подорвавшего уверенность в деловых кругах и сильно подпортившего репутацию г-на Путина за рубежом, г-н Фридман заявляет, что, по его мнению, Кремль не станет рисковать новым открытым столкновением с 'большим бизнесом'.
Тем не менее, каждый раз, когда власти предъявляют налоговые претензии какой-нибудь из компаний, связанных с 'Альфа-Групп', в российской прессе появляются утверждения о том, что г-на Фридмана скоро постигнет та же судьба, что и г-на Ходорковского.
Известно, что г-н Фридман - киноман и завзятый театрал; порой он любит сесть за пианино в принадлежащем ему московском джаз-баре 'Цвет ночи'. Выглядит он как недоросль, едва закончивший школу; в его каштановых волосах не заметно ни одной седой пряди. Этот, по его собственному выражению, 'адреналинщик' любит приключения: острые ощущения, которых он не добрал в бизнесе, доставляет ему участие в ежегодных ралли по бездорожью и джунглям где-нибудь в Африке, Азии или Латинской Америке.
Недостаток информации
Общедоступная информация об 'Альфа-Групп' довольно ограничена, поскольку это частная компания, принадлежащая Фридману и двум его институтским друзьям. Функционирует она наподобие гигантского частного инвестиционного фонда, и, по словам г-на Фридмана, владеет активами примерно на 20 миллиардов долларов; при этом он добавляет, что принадлежащая лично ему доля 'превышает 40%'.
Активами группа владеет через запутанную сеть холдингов, зарегистрированных в оффшорных зонах, где не задают лишних вопросов - например в Гибралтаре. Менеджеры 'Альфа-Групп' - а группа действует в банковском, нефтяном и телекоммуникационном секторах, а также занимается оптовой и розничной торговлей - владеют миноритарными пакетами отдельных компаний, зачастую наряду с партнерами, привлеченными извне.
'Мы - финансисты, инвесторы, - объясняет г-н Фридман; живет он в квартире в центре Москвы и регулярно ездит в Париж, где еще в начале 1990-х обосновались его жена и две дочери. - Мы не считаем себя экспертами в отраслях, где мы действуем'.
По словам коллег, именно по инициативе г-на Фридмана 'Альфа-Групп' в конце 1990-х гг. занялась нефтяным бизнесом, от которого сегодня она получает львиную долю прибыли. После этого главным направлением экспансии стали телекоммуникации: уже несколько лет российский рынок мобильной связи - один из самых динамично развивающихся в мире. По словам г-на Фридмана, он намерен объединить принадлежащие ему телекоммуникационные активы в единую региональную сеть, а затем договориться об 'акционерном альянсе' с кем-нибудь из ведущих 'игроков' на мировом рынке, например, Vodafone Group PLC.
В бизнесе визитной карточкой г-на Фридмана - он вырос в еврейской семье во Львове (теперь это территория независимой Украины) - стало упорство. В 1980-х гг. он учился в одном из московских институтов, но продолжить карьеру в науке ему не дали - по словам г-на Фридмана, из-за антисемитизма, процветавшего в советской системе образования. Тогда он одним из первых воспользовался открывшейся возможностью заняться частным бизнесом и основал кооператив, специализировавшийся на мойке окон.
После распада СССР в 1991 г. он сколотил состояние, торгуя всем, что попадется под руку - от восточных ковров и кубинского сахара до российской нефти. Когда правительство приступило к масштабной приватизации государственного имущества, г-н Фридман 'перешел в наступление' на нефтяной сектор. С помощью двух партнеров-эмигрантов он объединил разрозненные нефтяные предприятия, ранее принадлежавшие государству, создав Тюменскую нефтяную компанию, более известную по аббревиатуре ТНК.
Для г-на Фридмана и его собратьев-олигархов это были годы головокружительного успеха. В начале 1990-х, когда капитализм в стране делал первые шаги, они сколотили многомиллионные состояния, и теперь использовали эти деньги, чтобы добиться политического влияния. В 1996 г. г-н Фридман и еще несколько магнатов объединились для финансирования предвыборной кампании президента Бориса Ельцина, который баллотировался на второй срок. Используя свои тесные связи с Кремлем, эти олигархи 'расхватали' самые ценные активы страны в ходе приватизационных аукционов, зачастую подтасованных, а кое-кто в качестве награды получил и высокие государственные посты. Так, Борис Березовский, занимавшийся всем - от нефти до телевидения, - стал заместителем секретаря могущественного Совета безопасности.
В этот период 'Альфа-Групп', уже известная склонностью к агрессивным методам, только укрепила свою репутацию в этой области. Она не раз пользовалась проблемами в законе о банкротстве, позволявшими кредиторам присваивать себе задолжавшие компании, даже если сумма долга была невелика.
Представители Norex Petroleum Ltd. - небольшой канадской фирмы, специализирующейся на обслуживании нефтепромыслов, - говорят, что в 2000 г. 'Альфа', решившая овладеть совместным предприятием, которое Norex создала в Сибири с одним из филиалов ТНК, зашла еще дальше. В иске, поданном в Федеральный окружной суд Нью-Йорка, Norex утверждает, что ТНК просто захватила предприятие с помощью 20 автоматчиков.
Как указано в том же иске со ссылкой на менеджера Norex, один из руководителей 'Альфы' пообещал, что в случае сопротивления 'расплющит [фирму] как каток'. По словам представителей 'Альфы', она овладела предприятием на абсолютно законных основаниях, однако комментировать детали этого дела, процесс по которому пока не начался, отказываются. Norex требует компенсации на сумму в 1,5 миллиарда долларов
Но хотя 'Альфа-Групп' по-прежнему помахивала своими кулаками, уже наступал закат эры олиграхов. В 2000 году к власти пришел Путин, пообещавший восстановить мощь Кремля. В течение одного года два самых политически влиятельных олигарха, Владимир Гусинский и Борис Березовский, под угрозой судебного преследования покинули страну, оставив основную часть своих бизнес-империй в России. Нефтяной магнат Роман Абрамович начал потихоньку распродавать свои активы, проводя все больше времени в Лондоне, где он купил британскую футбольную команду 'Челси'. В прошлом месяце государственный газовый монополист ОАО 'Газпром' объявил о покупке за 13,1 миллиарда долларов нефтяной компании 'Сибнефть', которую контролировал Абрамович.
Ощутив ветер перемен, Фридман понял, что должен быстро заполучить иностранного партнера для ТНК. Этот шаг мог дать ему политическую страховку и деньги. 'Мы знали, что в определенный момент можем упустить этот шанс', - говорит он.
Соблазненная огромными запасами Сибири, 'British Petroleum' уже подбирала ключи для заключения сделки в России. Однако 'Альфа-Групп' нужно было перестроить отношения с британским гигантом, которые испортились в конце 90-х годов, когда она в битве с одним олигархом лишила 'ВР' ряда важных инвестиционных активов в России. Фридман поправил положение в ходе контактов с руководителем 'British Petroleum' Джоном Брауном (John Browne). Англичане в 2003 году заплатили 7 миллиардов долларов за половину нефтяной компании, которой 'Альфа' владела вместе с двумя партнерами. 'Жесткость составляет часть российской культуры, - сказал в то время Браун, - поэтому приходится сотрудничать'.
Расчет Фридмана был безупречен. Хотя аналитики расхваливали эту сделку 'British Petroleum', называя ее первым из многих будущих иностранных инвестиционных проектов в нефтедобывающей отрасли, Кремль вскоре закрыл двери для таких крупных сделок с иностранцами и начал собирать силы для атаки на 'ЮКОС'.
Однако вскоре и сам Фридман оказался замешанным в скандале, связанном с государством. В 2003 году, в результате серии сложных сделок 'Альфа-Групп' приобрела 25% акций компании мобильной связи 'МегаФон', занимающей третье место в России. Ранее этой долей владела инвестиционная фирма 'LV Finance', контролируемая бывшим депутатом Леонидом Маевским.
Буквально через несколько дней мало кому известный бермудский инвестиционный фонд под названием 'IPOC International Growth Fund Ltd' оспорил продажу акций, заявив о том, что они принадлежат ему в соответствии с двумя опционными соглашениями от 2001 года. 'IPOC International' обратился в суд на Бермудах и Британских Виргинских островах, где были зарегистрированы некоторые компании 'Альфы', получившие акции 'МегаФона'. 'IPOC International' также начал арбитражное судопроизводство против 'LV Finance' в Швейцарии, где в 2001 году были заключены эти опционные соглашения.
Адвокаты 'LV Finance' во взаимодействии с юристами из 'Альфы' заявили, что 'IPOC International Growth Fund Ltd' не заплатил должным образом за опционы. Они также попытались убедить суды в том, что данный фонд является по сути дела криминальным предприятием, в связи с чем все его контракты незаконны, а претензии на акции 'МегаФона' должны быть отвергнуты.
В письменных заявлениях в суд Британских Виргинских островов адвокаты 'Альфы' утверждали, что показания под присягой бывшего президента 'IPOC International' Видиа Шармы (Vidya Sharma) являются 'просто ширмой для отмывания криминальных доходов в России ... Леонида Реймана'.
Адвокаты 'Альфа-Групп' в представленных в суд Британских Виргинских островов заявлениях утверждали, что 'IPOC International' является частью сложной сети компаний, призванных скрыть тот факт, что Рейман владеет крупными пакетами акций в российских телефонных компаниях, в том числе, в компании 'МегаФон'. Они написали, что фонд получал средства от незаконных сделок в России, в которых принимал участие и министр.
'IPOC International' отверг данные утверждения и в свою очередь обвинил 'Альфа-Групп' в подкупе свидетелей. На самом деле, 'Альфа-Групп' действительно заплатила 7 миллионов долларов Георгиу, бывшему партнеру Реймана. По заявлению 'Альфа-Групп', это была плата за приобретение большей части российского бизнеса Георгиу, поскольку он опасался, что после своих показаний может его лишиться.
Рейман отрицает совершение каких бы то ни было правонарушений. Датский адвокат Джеффри Гэлмонд (Jeffrey Galmond), знающий Реймана с конца 80-х годов, показал, что он является владельцем 'IPOC International' и относящихся к этому фонду компаний. В целом цена данного холдинга может составлять более 1 миллиарда долларов. По его словам, обвинения в коррупции это лишь попытка отвлечь внимание от мошеннического, как он говорит, приобретения акций компанией 'Альфа-Групп'.
'Это выглядит как попытка 'Альфа-Групп' просто раздавить своего конкурента, - заявил он во время гражданского судебного разбирательства в Женеве в прошлом году. - Они везде и, как мне кажется, нет предела тому, что они способны сделать'.
Конфликт носит напряженный характер. На слушаниях в Женеве председательствующий арбитражный судья пожаловался на то, что за его домом следят, а его мусор проверяют. По его словам, полиция заявила ему, что наблюдение связано с делом, хотя преступников так и не поймали. Действуя на основании жалобы со стороны 'IPOC International', российская милиция расследует возможную причастность Маевского к продаже акций 'МегаФона', что может вызвать обвинения в мошенничестве. Во избежание ареста тот быстро бежал из России.
Гэлмонд говорит, что получил деньги для своего фонда благодаря серии выгодных сделок в области российских телекоммуникаций и недвижимости в 90-е годы. В своих показаниях на суде он признает, что работа Реймана 'сыграла важную роль в создании моего собственного успеха и благосостояния', но в то же время заявляет, что это произошло еще до назначения Реймана на министерский пост. Гэлмонд подтверждает, что в 1993 году купил летний домик на датском побережье, который они делят с Рейманом, но в то же время отрицает любые нарушения закона.
В большинстве дел судебные решения пока не вынесены. Прокуроры из Франкфурта, получившие определенную информацию от 'Альфа-Групп' и 'LV Finance', уже занялись расследованием того, не причастен ли работавший с Гэлмондом немецкий 'Commerzbank AG' к отмыванию денег, о чем сообщил представитель прокуратуры. 'Commerzbank' отрицает нарушение законов, однако этим летом из банка ушел замешанный в данном деле высокопоставленный руководитель, а сам банк пообещал устранить внутренние недостатки.
Признаков озабоченности нет
Пока Кремль не подает признаков того, что обеспокоен подобными заявлениями. В прошлом году Путин даже пошел на необычную меру, восстановив Реймана на министерском посту, когда тот вот-вот должен был потерять его в результате перестановок в правительстве. Почти все прочие назначения в кабинете министров осуществлял его премьер.
По мере продолжения тяжбы ряд других инвестиций 'Альфа-Групп' в России оказался под угрозой. В декабре телекоммуникационной компании ОАО 'Вымпелком', в которой 'Альфе' принадлежит большой пакет акций, было заявлено, что она должна государству 160 миллионов долларов в виде налоговой задолженности и штрафов. Американские депозитарные расписки 'Вымпелкома', котирующиеся на Нью-Йоркской фондовой бирже, всего за два дня упали в цене на 30 процентов. Позже компания получила налоговый иск на гораздо меньшую сумму, и ее акции восстановились в цене. А в апреле власти нанесли удар по нефтяному бизнесу 'Альфа-Групп', выдвинув против нее иск за неуплату налогов за 2001 год в размере 790 миллионов долларов.
Но в отличие от 'ЮКОСа', который потерпел огромный ущерб от налоговых исков, а руководители которого оказались в тюрьме, налоговые и правовые трудности пока не слишком беспокоят 'Альфа-Групп' и ее компании. Проблемы правового характера были разрешены, и в августе компания 'TNK-BP' заявила о том, что она удовлетворила все налоговые иски на сумму 250 миллионов долларов. Аудиторы все еще изучают налоговые выплаты компании за 2002 и 2003 годы.
'Мы поняли, что возникнет недовольство со стороны определенных руководителей в министерстве связи, но мы к этому готовы', - заявляет Фридман, добавляя при этом, что с точки зрения закона позиции у 'Альфа-Групп' 'железные'.