В связи с предстоящим визитом в Японию президента России Владимира Путина, намеченным на конец ноября этого года, о чем газета 'Санкэй' уже сообщала ранее, многочисленные российские дипломатические источники указывают, что заранее принятым решением проблемы Северных территорий является, прежде всего, признание Японией суверенитета России над четырьмя островами. Поэтому в существующей ситуации во время встречи глав государств территориальная проблема, если и будет поднята, то перспектива ее продвижения будет весьма затруднительна. Подача четкой позиции Россия по территориальной проблеме сделана для того, чтобы главной темой обсуждений на встрече на высшем уровне стало усиление экономического сотрудничества с упором на энергетике, и переговоры не были бы полностью посвящены обсуждению территориального вопроса.
Что касается проблемы принадлежности четырех островов Северных территорий, то те же дипломатические источники заявляют, что позиция японской стороны, требующей возвращения четырех островов и считающей, что они несправедливо захвачены бывшим Советским Союзом, 'прямо противоположна без каких-либо точек соприкосновения' позиции президента Путина, твердо стоящего на том, что эти острова являются российской территорией по результатам Второй Мировой Войны, и 'на встрече на высшем уровне японская сторона, видимо, опять вытащит территориальную проблему, и переговоры, наверное, опять пойдут по параллельным линиям'.
Ранее президент Путин высказывал намерение возвратить Японии два острова, Хабомаи и Шикотан, 'в качестве доброй воли России' на основе Совместной японо-советской декларации от 1956 года. Однако, касаясь такого варианта, другие дипломатические источники обращают внимание на то, что 'если с полной определенностью эти четыре острова принадлежат России, то российская сторона не может отдать Японии два острова', и указывают, что принятие Совместной декларации 1956 года стало значительной предпосылкой к признанию суверенитета России над этими четырьмя островами.
Подобную позицию российской стороны можно назвать масштабным отходом от Токийской декларации, заключенной на встрече на высшем уровне в 1993 году, которая предусматривает заключение мирного договора между двумя государствами при решении проблемы Северных территорий, следуя принципу 'закон и справедливость'. В этой связи японские дипломатические источники замечают, что 'с приходом Путина переговоры по территориальной проблеме фактически не ведутся'.
Власть президента Путина считает, что для единения государства и обеспечения стабильности необходим патриотизм, поэтому в качестве важного исторического фактора непрерывно используется победа во Второй Мировой Войне, о которой многие люди могут думать с гордостью. Если Россия признает суверенитет Японии над четырьмя островами, то в этом случае не может не последовать пересмотр результатов Второй Мировой Войны.
В то же время, Россия это великая энергетическая держава, и резкий скачок цены на нефть способствует оживлению ее экономики. С учетом этого, прежде всего, было решено, в частности, построить в России завод по производству автомобилей 'Тойота', поскольку усиливается понимание того, что 'экономика не связана с территориальной проблемой' (по выражению российского дипломатического источника). Похоже, что в дальнейшем, российская сторона будет все более ясно давать понять, что ее позиция на переговорах с Японией будет заключаться в том, чтобы всесторонне укреплять именно экономическое сотрудничество.