Архивы советской разведки, опубликованные в недавно вышедшей книге, показывают, что американцы, совершавшие поездки на Кубу, помогали агентам КГБ получать документы, удостоверяющие личность, а Фидель Кастро и его брат сотрудничали с этим разведывательным агентством в течение пяти лет до прихода к власти в 1959 году.
Новые детали разведывательной деятельности Москвы на Кубе раскрыл бывший архивный работник КГБ Василий Митрохин, бежавший в 1992 году в Великобританию.
В новой книге пишется о том, что офицер КГБ Николай Леонов стал 'близким другом' младшего брата Кастро Рауля, когда тот был в Праге в 1953 году, а затем работал вместе с Фиделем с 1956 года, причем и после того, как тот пришел к власти в 1959-м.
В этой книге, являющейся вторым томом так называемого 'архива Митрохина', также показано, как Москва стремилась во времена холодной войны тайно разрушить Соединенные Штаты путем масштабной дезинформации и операций влияния в развивающихся странах.
'КГБ действительно верил, что сможет выиграть холодную войну в странах третьего мира', - пишет Кристофер Эндрю (Christopher Andrew ), профессор истории из Кембриджа и соавтор новой книги 'The World Was Going Our Way' ('Мир пошел нашим путем'). Митрохин в прошлом году умер.
Информация, предоставленная Митрохиным, оказалась подарком судьбы для разведки, поскольку в ней назывались сотни имен офицеров КГБ и агентов, а также многочисленные операции спецслужб.
Среди тысяч секретных документов КГБ, представленных Митрохиным, были бумаги, относящиеся к американцам, совершавшим поездки на Кубу с 1969 года и являвшихся частью прокастровской 'бригады 'Venceremos'.
КГБ помогал Кубе в создании ее собственной разведывательной службы DGI, которая установила драконовские меры контроля за кубинским обществом, а также организовывала визиты американцев.
В книге показано, что Фидель Кастро публично поддерживал американских активистов, но на самом деле 'с неодобрением смотрел на гомосексуалистов и сторонников освобождения женщин в рядах своих левых американских сторонников'.
Авторы говорят о том, что кубинские разведчики жаловались своим коллегам из КГБ на 'новых левых' из бригады, которые были 'геями и наркоманами'.
В своем довольно необычном докладе в Москву DGI, как пишется в книге, сообщала о том, что гомосексуалисты из 'Venceremos' верили в 'возможность физического разложения американского империализма через гомосексуализм'.
Вместе с тем, как говорят авторы книги, 'бригада стала ценным поставщиком удостоверяющих личность документов, которые использовались в тайных разведывательных операциях', а американские визитеры 'стали важным рупором пропаганды'.
Представителя бригады 'Venceremos', имеющей штаб-квартиру в Нью-Джерси, к которому редакция обратилась за комментариями, на месте не оказалось.
В Ираке КГБ также пытался, правда безуспешно, завербовать Саддама Хусейна, восхищавшегося советским диктатором Иосифом Сталиным и приказавшего перевести все сталинские работы на арабский язык. Кроме того, во время войны в Персидском заливе в 1991 году КГБ предоставлял Саддаму разведывательные данные об американских планах ведения войны.
В книге также описываются некоторые другие операции КГБ, среди них:
- вербовка палестинских террористов и рекомендации террористам, занимавшимся похищением людей и убийствами;
- внедрение агентов в разведывательные службы Сирии, что позволило этой стране стать советским союзником на Ближнем Востоке;
- поддержка партизан-сандинистов в Никарагуа;
- тайное финансирование индийских политических партий и газет, в том числе, правительства и партии премьер-министра Индиры Ганди.