6 октября 2005 года. В конце прошедшего месяца рейтинг популярности Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) стал понемногу расти после того, как ураган "Катрина" сильно сбил его с курса. Повышение рейтинга было обусловлено куда более толковой и быстрой реакцией на оказавшийся, по счастью, значительно менее смертоносным ураган "Рита". А тем временем бедствие, которому не видно конца, каковым является Ирак, продолжает громыхать, принося почти ежедневно сообщения о боевых потерях среди американских военнослужащих, о массовых убийствах иракцев, о политическом тупике и о безрезультативных наступательных операциях против повстанцев. А затем, уже тревожно близко к дому, пришло известие об предъявлении обвинений в суде лидеру большинства в Палате представителей Тому Делею (Tom DeLay), которого подозревают в отмывании денег с целью финансирования выборов в законодательный орган штата Техас, места постоянного проживания человека, который в данное время занимает дом номер 1600 на Пенсильвания-авеню. За этим сразу же последовало решение президента США назначить своего друга и одно время личного адвоката Харриет Майерс (Harriet Miers) на вакантную должность в Верховном суде США.
Атаки демократов и левых настолько же предсказуемы, как красота вашингтонской осени. Но крики возмущения из рядов правых консерваторов были достаточно громкими и злобными, чтобы вынудить Буша созвать в Розовом саду Белого дома срочную пресс-конференцию - его первую формальную пресс-конференцию за последние 4 месяца. Главным выводом стало то, что назначение недостаточно квалифицированной г-жи Мйерс было признаком слабости: компромиссным выбором близкого дружка, призванным избежать травмирующего сражения с либералами по более спорной кандидатуре. Но наибольший вред, по его собственным словам, нанесло обвинение в том, что он упустил возможность наставить на путь истинный Верховный суд под руководством нового Верховного судьи Джона Робертса (John Roberts) в таких вопросах, как аборты и ликвидация расовой дискриминации. Он, как он сам на этом горячо настаивал, все-таки остается консерватором.
Второй, и последний, срок президентства г-на Буша оказывается довольно безрадостным: давно ожидавшаяся реформа системы социального обеспечения, когда-то бывшая его главным приоритетом во внутренней политике, просто не осуществляется. Растет недовольство правого крыла политического спектра требующими огромных средств программами - самыми крупными со времен Линдона Джонсона (Lyndon Johnson) в середине 1960-х годов - к осуществлению которых приступил г-н Буш. Он пообещал "потратить столько, сколько потребуется" (а это наверняка выльется во многие сотни миллиардов долларов) на восстановление северной части побережья Мексиканского залива после ураганов "Катрина" и "Рита". Демократы возмущаются, что он делает это за счет расходов на другие внутренние программы в момент, когда разрыв между богатыми и бедными американцами широк, как никогда. Огромный дефицит бюджета и взлетевшие до небес цены на бензин, часть ущерба причиненного ураганами, только лишь усугубили уныние. И сегодня Белый дом готовится к неприятностям от мстительных, политически инспирированных утечек, касающихся личности агента Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, состоящего в браке с диссидентствующим дипломатом, который критикует иракскую политику администрации США. Похоже, что в этом деле окажутся замешанными высокопоставленные помощники президента и Дика Чейни (Dick Cheney).
Из этого водоворота хаоса появляются некоторые общие темы: наиболее поражает то, как некомпетентность и отсутствие планирования объединяют Ирак и "Катрину". Недовольство тем и другим слилось воедино: в ходе одного опроса общественного мнения на прошлой неделе выяснилось, что 63% респондентов заявили, что теперь нужно вывести из Ирака некоторую часть или всех американских военнослужащих, тогда как рекордно высокое (53%) число респондентов сказали, что вторжение в Ирак было ошибкой. Тем не менее, спустя всего несколько дней Главнокомандующий вооруженными силами США проигнорировал свидетельства собственных высокопоставленных генералов о том, что число боеготовых иракских солдат (способных вести боевые действия без помощи США) фактически сокращается - и заявил, что его ободряет достигнутый прогресс. Это свидетельство отсутствия связи с действительностью, которое должно обеспокоить людей, и не только американцев, далеко за пределами Вашингтонского пояса.
Г-н Буш пытается это выдюжить, но неубедительно. Один социолог высказывает мнение, что на предстоящих в следующем году промежуточных выборах в Конгресс США республиканцы могут проиграть как Палату представителей, так и Сенат. Возможно, это уж слишком. Но есть мало признаков того, что, как настаивал президент, у него по-прежнему "достаточно политического капитала", чтобы его тратить. Едва ли он потеряет свое место. Но ему станет все труднее избегать превращения в "хромую утку" (lame duck - человек, срок пребывания которого в должности близится к концу - прим. пер.), когда демократы усилят свои нападки на то, что они именуют его высокомерным "нарушением контракта" с Америкой.