Наши зарубежные корреспонденты рассказывают о том, как нефтедобывающие страны используют свои громадные доходы, и какие уроки они извлекли из прошлых ошибок
До недавних пор причины экономических дисбалансов мире не связывались с деятельностью стран-экспортеров нефти, но тот факт, что явление это новое, еще не означает, что оно не заслуживает внимания: именно эти страны стали главной движущей силой наметившихся в последние годы диспропорций в международной торговле. Из-за роста нефтяных цен на 40 долларов за баррель с начала 2002 г. нефтедобывающие страны ежегодно выручают от экспорта 'черного золота' астрономическую сумму в 1200 миллиардов долларов.
Речь идет не только о гигантской сумме в абсолютном выражении. Сегодня с точки зрения положительного сальдо торгового баланса ближневосточные страны-экспортеры нефти превосходят всех экономических 'тигров' Азии, включая Китай, а его совокупный объем составляет 30% дефицита текущего баланса США. Добавьте сюда Россию, Нигерию и Венесуэлу, и станет очевидно: роль стран-экспортеров нефти нельзя недооценивать.
Как признает в последнем обзоре экономической ситуации в мире Международный валютный фонд, проблему диспропорций в мировой торговле может устранить только существенное снижение цен на нефть, что представляется все менее вероятным, или перераспределение нефтедолларов за счет увеличения импорта из промышленно развитых стран. На своем заседании в сентябре 'Большая семерка' наиболее могущественных в экономическом отношении государств предложила простое решение для экономической дилеммы, стоящей перед странами-экспортерами нефти, призвав их потратить нефтяные сверхдоходы на импортные закупки в США, Японии, Германии, Великобритании, Франции и Канаде.
МВФ занял более осторожную позицию: он признает, что миллиарды долларов, поступающие в казну нефтедобывающих государств Ближнего Востока, позволяют им решить давно назревшие вопросы в экономике, в том числе обеспечить рабочими местами быстро растущее трудоспособное население. Однако, предостерегает он, речь идет о таких громадных суммах, что 'расходы следует наращивать постепенно, в зависимости от макроэкономической ситуации'. В этой связи МВФ напоминает об ошибках, допущенных этими странами в 1970-х - 1980-х гг., когда доходы от подорожавшей нефти были попросту 'проедены'.
Как же нефтедобывающие страны распоряжаются нежданным богатством на этот раз? Пока что, по данным МВФ, страны-экспортеры нефти, за возможным исключением России и Венесуэлы, не тратят деньги безудержными темпами, как в начале 1970-х, и научились отдавать долгосрочным инвестициям предпочтение перед текущими расходами.
В странах Персидского залива бюджетные вопросы зачастую расцениваются как нечто вроде государственной тайны, и потому получить детальное представление о характере их расходов нелегко. Однако, по оценкам экономистов, имеющих доступ к подобной информации, большая часть нефтяных доходов пока что не тратится, а вкладывается за рубежом.
По данным Института международных финансов (ИМФ), совокупное положительное сальдо текущего баланса государств, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива - Саудовской Аравии, Кувейта, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Катара - в 2004 г. достигло беспрецедентной суммы в 93 миллиарда долларов, или 20% от объема их ВВП. Точные данные о том, куда именно направляются их инвестиции, отсутствуют, однако ИМФ и экономисты, знакомые с ситуацией в регионе, утверждают, что значительная часть доходов вкладывается в американские ценные бумаги, в том числе казначейские облигации.
Обретя большую уверенность в том, что цены на нефть в обозримом будущем сохранятся на высоком уровне, правительства этих стран начали наращивать и прямые расходы, прежде всего на проекты по развитию инфраструктуры. По прогнозу ИМФ увеличение государственных расходов стран региона в 2005-2006 гг. должно составить 17%.
Эксперты банка 'Samba' из Саудовской Аравии - занимающей по объему нефтяного экспорта первое место в мире - прогнозируют, что в 2005-2010 гг. дополнительные государственные расходы в этой стране составят как минимум 100 миллиардов долларов. Значительная часть этой суммы пойдет на развитие государственной нефтяной компании 'Aramco'. Однако правительство также распорядилось повысить на 15% зарплату госслужащим и обещает увеличить расходы на строительство жилья и образование.
В России, идущей следом за Саудовской Аравией по экспорту 'черного золота', на волне высоких нефтяных цен уже пять лет наблюдается стабильный экономический рост. Однако сегодня рост индивидуального потребления толкает вверх внутренний спрос, а 'дело 'ЮКОСа'' поколебало уверенность инвесторов.
Пока что государство разумно распоряжалось нефтяными доходами, используя их для увеличения валютных резервов страны, которые на сегодняшний день составляют 156 миллиардов долларов (из них 30 миллиардов приходится на Стабилизационный фонд) и выплаты внешнего долга. Однако по мере приближения президентских выборов 2008 г. в стране нарастает политическое давление в пользу использования средств из стабилизационного фонда, призванного послужить 'подушкой безопасности' на случай экономического спада. Кроме того, беспокойство вызывает тот факт, что из-за притока нефтедолларов российские власти откажутся от необходимых структурных реформ.
Опасность здесь заключается в том, что, начав поспешно тратить нефтяные доходы, Россия может попасть в 'инфляционную ловушку'. В этом году потребительский бум уже привел к росту инфляции почти до 13%, в результате чего МВФ призывает российские власти проводить' монетарную политику, основанную на решительных антиинфляционных мерах'. Однако Москва отдает предпочтение поддержанию стабильности курса рубля, что не позволяет существенно снизить инфляцию.
Власти Нигерии - крупнейшей нефтедобывающей страны Африки - взяли на себя обязательство использовать половину нефтяных поступлений сверх заложенной в бюджет цены для финансирования бюджетного дефицита, а другую половину расходовать на социальные и инфраструктурные проекты.
Кроме того, чтобы избавить государственные расходы от воздействия колебаний мировых цен на нефть, создан специальный счет 'непредусмотренных нефтяных доходов'. Примерно 3 миллиарда долларов непредусмотренных нефтяных поступлений за 2004 г. будут включены в бюджетные расходы на 2005 г., а еще 3 миллиарда выделяются на строительство семи тепловых электростанций, что позволит преодолеть серьезный дефицит электроэнергии в стране.
Большая часть ожидаемых в 2005 г. дополнительных доходов от экспорта нефти (они оцениваются в 12 миллиардов долларов) пойдет на частичную выплату долгов Парижскому клубу. Это предусматривается достигнутой в июне договоренностью о реструктуризации задолженности Нигерии на общую сумму в 31 миллиард долларов: правительство страны предпочло выплатить часть денег немедленно, чтобы сократить расходы на обслуживание долга в будущем.
Впрочем, подобная, пусть и запоздалая, предусмотрительность радует не всех. Национальное собрание Нигерии наращивает давление на правительство, требуя увеличить расходы, что усиливает опасения относительно роста инфляции, которая сегодня достигает 16%. Столь же серьезную озабоченность вызывают вопросы, связанные с прозрачностью финансовой политики: и в самой стране, и за рубежом высказываются опасения относительно распространенной в Нигерии коррупции.
Венесуэла, занимающая по объемам экспорта нефти пятое место в мире, сегодня получает от торговли 'черным золотом' беспрецедентные в своей истории доходы. Однако президент страны Уго Чавес отказался от досрочной выплаты какой-либо части внешней задолженности Венесуэлы, которая составляет 30 миллиардов долларов. Вместо этого его правительство за счет дополнительных доходов финансирует ряд международных проектов - в том числе поставку нефти странам Карибского бассейна и Центральной Америки по сниженным ценам. Кроме того, он создал специальный фонд, позволяющий правительству тратить часть поступлений по собственному усмотрению.
В целом, однако, отказ нефтедобывающих стран от резкого увеличения расходов означает, что стабильность их положения представляется куда более вероятной, чем быстрое сокращение мировых экономических дисбалансов.
В подготовке статьи участвовали Крис Джайлс (Chris Giles) и Рула Халаф (Roula Khalaf) (Лондон), Энди Уэбб-Видал (Andy Webb-Vidal) (Каракас), Дино Махтани (Dino Mahtani) (Лагос) и Аркадий Островский (Москва)