Москва. Многие россияне жалуются на ожидание и длительное рассмотрение заявок в визовой службе Посольства Германии в Москве. Карстен Пакайзер интервьюирует Рейнхарда Краппа, руководителя правового и консульского отдела Посольства ФРГ.
Aktuell.ru: Господин Крапп, почему российские граждане должны позаботиться о дате подачи заявления на получение визы за несколько недель?
Крапп: Этим летом время ожидания было, к сожалению, достаточно долгим. Связано это с большим количеством заявок. Получение визы -сезонная проблема, я имею в виду, что незадолго до летних и зимних каникул количество поданных заявлений на получение визы особенно высоко. И так как количество работников консульства на протяжении всего года одинаково, то в пиковое время просителям приходится ждать. Поэтому мы просим всех желающих получить визу для поездки в Германию, подать заявку как можно раньше.
Aktuell.ru: Но время школьных каникул известно задолго до их начала. Что Вам мешает на это время просто нанять больше персонала?
Крапп: У нас есть много сотрудников, которые приезжают из Берлина, и так называемая 'местная рабочая сила'. Но на выдаче виз у нас могут работать только сотрудники из Берлина. Если мы увеличим число местных работников, от этого число поданных заявлений автоматически не увеличится.
Мы не можем увеличивать число работников по желанию, так как не хватает подготовленных сотрудников в Берлине или в других заграничных представительствах, они находятся там в течение двух или трех дополнительных лишних месяцев, а могли бы быть отправлены в Москву. Но мы постараемся получить в следующем году еще несколько сотрудников.
Aktuell.ru: И конечно, проблемы только увеличились, когда Германия закрыла свое представительство в Саратове и все жители юга России должны с заявлениями приезжать в Москву?
Крапп: Это действительно так. Все заявления из Саратовского генерального представительства теперь находятся у нас. Но мы планируем в скором времени открыть визовую службу в Екатеринбурге. Мы надеемся, что это облегчит нашу работу. Точно так же мы собираемся сделать и в Калининграде. А пока все желающие получить визу из Калининграда должны связываться с нами. Создание визовой службы при Генеральном представительстве в Калининграде позволит значительно облегчить нашу задачу.
Aktuell.ru: Почему для жителей Калининграда была отменена возможность получения визы в местной торговой палате Гамбурга, прежде чем консульство начало свою работу?
Крапп: Это временная мера. Наш закон - Всеобщая инструкция консульств для стран Шенгенского договора - предполагает, что человек самостоятельно должен предстать в консульстве, если хочет подать заявление на получение визы. По этой причине пункт сбора заявлений на получение визы в Калининграде не был упразднен.
Aktuell.ru: Почему тогда в Москве все еще существует много турагентств и визовых служб, которые продают всем желающим визы для путешествия в Германию?
Крапп: Существует разница между пунктами приема частных заявок и туристическими агентствами. Шенгенские соглашения сокращают наши полномочия по сотрудничеству с крупными туроператорами и получать заявления на выдачу виз уже от них.
Но это не значит, что в этих случаях мы ничего не решаем. Турагентства принимают документы на получение визы, проверяют и передают нам. И мы также тщательно проверяем каждый отдельный случай. Впрочем, мы работаем только с определенными, аккредитованными туроператорами. Мы регулярно проверяем их на надежность.
Система работы с турагентствами оправдала себя. Но мы используем ее только в ограниченном объеме. Из 270 000 ежегодно обрабатываемых нами заявлений, только около 12 тысяч поступают от турагентств.
Aktuell.ru: Чего достигло немецкое посольство с помощью работы call-центра, куда все желающие получить визу должны позвонить и назначить дату приема?
Крапп: Пока существует эта система, проблема длинных очередей отошла в прошлое. Раньше положение перед консульством было критическим. В свое время люди ночевали в палатках, чтобы занять очередь. Случалось, что им приходилось платить каким-то людям, чтобы вообще иметь возможность стоять в очереди. Наша служба безопасности была не в состоянии что-либо сделать, чтобы прекратить творящийся беспредел перед консульством.
Вкратце, нынешняя система это просто спасение. Компания, которая производит прием звонков, работает по своим расценкам соответственно своим расходам. За эту посредническую деятельность мы платим 2 евро за минуту. На наш взгляд это соответствующая плата.
Aktuell.ru: Но в Германии власти вообще-то не должны брать плату за назначение даты, так?
Крапп: Мы все проверили с точки зрения права. Наши эксперты пришли к мнению, что такой способ является приемлемым. Не мы берем плату, а call-центр. Мы ведем себя не иначе, чем американцы и другие страны Шенгенского договора, как, например, испанцы, итальянцы или финны. Они также сотрудничают с call-центрами.
Aktuell.ru: Почему персонал консульства препятствует входу граждан Германии в визовый отдел?
Крапп: Если в визовой службе нет никаких проблем с безопасностью и порядком, гражданин Германии может беспрепятственно заходить. Разумеется, мы хотим проводить собеседование с россиянами, желающими получить визу, лично, чтобы получить достоверную картину о целях поездки, о ее финансировании и о готовности вернуться обратно. Консультации третьей стороны во время разговора не допускаются.
Aktuell.ru: Может ли обычный человек, с которым обошлись грубо или несправедливо, пожаловаться?
Крапп: Ну, конечно. Мы являемся официальным учреждением Германии, которое обращается со всеми визитерами по немецким законам и правилам. Доброжелательность по отношению к гостям стоит для нас на одном из первых мест. Мог произойти единичный случай несправедливого обращения. Ведь все мы люди. Но если кто-то чувствует, что с ним обошлись несправедливо, то всегда есть возможность обратиться к нам с жалобой - устно или письменно. Тогда мы разберемся в ситуации. Несмотря на отказ в получении визы, у человека есть возможность подать повторную заявку. У нас есть два сотрудника, которые занимаются исключительно вопросами такого рода. Наконец, у человека есть возможность обратиться в административный суд в Берлине.