Алма-Ата, Казахстан. - Быстро изменяющийся Казахстан и его деспотичный сосед - Туркменистан - могут помочь Западу и, в особенности, Европе, сократить зависимость от поставок нефти и газа с Ближнего Востока и из России. Для этого необходимо связать две республики, расположенные в восточном Каспии, и Европу трубопроводами, проложив их через южный Кавказ и Турцию.
Однако на конференции ведущих западных нефтегазовых компаний, прошедшей здесь на этой неделе, такой стратегически важный вопрос практически не был затронут. Эти фирмы нашли и добывают нефть и газ в Казахстане и Туркменистане, а Россия продолжает владеть пока безграничной монополией на маршруты доставки углеводородов в страны-потребители.
Мир энергоносителей и геополитики не знает подобных прецедентов и параллелей. Россия, второй после Саудовской Аравии производитель и экспортер нефти и крупнейший в мире производитель газа, забирает все углеводороды, добываемые в бассейне восточного Каспия. А в результате Европа, основной потенциальный потребитель каспийских энергоносителей, постепенно оказывается в двойной зависимости - от поставок из России и из этого региона, но при российском посредничестве.
Подобная зависимость от одной влиятельной страны-транспортера опасна и для добывающих стран. В Казахстане расположены три из крупнейших в мире месторождений углеводородов. Гигантские месторождения Тенгиз и Карачаганак уже введены в эксплуатацию, а Кашаган, крупнейшее морское месторождение, открытое в мире за последние 30 лет, должен быть введен в эксплуатацию до конца десятилетия. Даже если не принимать в расчет возможность новых открытий на континентальном шельфе Казахстана, объемы добычи нефти в стране к 2015 г. при помощи западных технологий и инвестиций должны вырасти с нынешних 50 млн. тонн в год до как минимум 150 млн. тонн. Маршруты экспорта будут выбраны уже скоро. И этот выбор может укрепить или уничтожить монополию России на транспортировку казахской нефти и газа на международные рынки.
В последние годы добычу энергоносителей в Казахстане курирует министр энергетики и природных ресурсов Владимир Школьник, по профессии физик-ядерщик. Его хорошо принимают в Вашингтоне и Хьюстоне. Как объяснил мне министр, около 20 млн. тонн из ожидаемого ежегодного объема добычи на Кашагане можно экспортировать танкерами через Каспийское море до Баку, а затем по трубопроводу, который доставляет азербайджанскую нефть через в Грузию в турецкий порт Джейхан на Средиземном море, откуда ее уже направляют на мировые ранки.
Однако для транспортировки остальной нефти до 2015 г. международные производители и Казахстан планируют по-прежнему использовать российские трубопроводы. На ветке от Тенгиза до Новороссийска на Черном море существующие мощности будут увеличины с 28-30 млн. тонн в год до 60 млн., как только будут улажены разногласия с российским правительством в отношении тарифов и налогов. Газовый конденсат с Карачаганака будет частично экспортироваться на оренбургский завод и частично по трубопроводу в Новороссийск. А мощность ветки, соединяющей Атырау на каспийском побережье Казахстана с российским НПЗ в Самаре, к концу десятилетия возрастет с нынешних 15 млн. тонн в год до 25 млн. тонн.
Однако независимо от того, будут ли воплощены в жизнь эти планы, Кашаган может серьезно изменить ситуацию с открытием альтернативных экспортных маршрутов из Казахстана. Оптимальным решением было бы строительство транскаспийского трубопровода для транспортировки в Баку основных объемов с Кашагана, добыча на котором должна составить 50 млн. тонн в год. Часть этой нефти можно было бы перекачивать по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, а часть направлять на черноморское побережье Грузии для доставки в Европу. Нефть из одного Казахстана может полностью задействовать мощности украинского трубопровода Одесса-Броды и его ответвления на европейские нефтяные рынки через Польшу.
Как сообщил мне Узакбай Карабалин, председатель государственной нефтегазовой компании Казахстана "Казмунайгаз", президент страны Нурсултан Назарбаев и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев до конца этого года планируют подписать рамочное соглашение о транскаспийских поставках нефти из Казахстана в Баку. На данный момент проект предусматривает открытие танкерного сообщения по Каспийскому морю (будут построены пять танкеров водоизмещением 60 тыс. тонн) для ежегодной транспортировки на Запад до 20 млн. тонн нефти. Однако это меньше половины прогнозируемого объема добычи в Казахстане.
Для объемов, превышающих 20 млн. тонн, транскаспийский трубопровод станет самым экономичным способом транзита. Это показывают расчеты, сделанные в Казахстане и Азербайджане.
Но Россия и Иран объединились для противодействия сооружению подобного трубопровода. Они также выступают против предложенного Америкой проекта строительства транскаспийского газопровода из Туркменистана, чей экспорт газа потенциально может практически сравняться с российским. Противодействуя этим планам, Москва и Тегеран приводят экологические аргументы для общественного потребления. А за кулисами Россия прибегает к политическому выкручиванию рук, чтобы сохранить монополию на транспортировку энергоносителей из бассейна восточного Каспия или, по крайней мере, на основную их часть.
Пока не поздно ЕС должен выработать политику для получения прямого доступа к восточнокаспийским углеводородам. Это также в экономических и стратегических интересах евроатлантического сообщества, что уже давно осознал Вашингтон. Но поддерживаемый США проект Каспийского энергетического коридора "Восток-Запад" пока оформился только в Азербайджане.
Страны-производители, страны транзита и страны-потребители от Каспийского моря до южного Кавказа, Украины, Польши и других членов ЕС, осознав все, что поставлено здесь на карту, могли бы вместе обратить коллективное внимание Брюсселя на бассейн восточного Каспия.
Владимир Сокор - старший научный сотрудник Jamestown Foundation в Вашингтоне, издающего "Eurasia Daily Monitor".