Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С русского искусства снят железный занавес

Вначале духовность. Потом утопизм. Наконец, разгром и отчаяние. Душа России раскрывается в нью-йоркском Музее Гугенхайма

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осмотрев обширную выставку русского искусства, президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что американские посетители Музея Гугенхайма 'почувствуют душу русского народа'. Если что-то может передать бескрайность степей, то это именно данная выставка с громким названием "Russia!", которая будет продолжаться до 11 января 2006 г.

Осмотрев обширную выставку русского искусства, президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что американские посетители Музея Гугенхайма 'почувствуют душу русского народа'. Если что-то может передать бескрайность степей, то это именно данная выставка с громким названием "Russia!", которая будет продолжаться до 11 января 2006 г.

275 экспонатов, представляющих более восьми веков русского искусства, являются окном в историю. Расположенные по хронологическому принципу, они показывают эволюцию культурной идентичности - от уникальных икон XIII века, отражающих религиозность Средних веков, до работ современных художников, отвечавших сатирой на притеснения советского режима.

Помимо русских работ на выставке представлены шедевры западного искусства кисти Рубенса и ван Дейка из собрания царей и картины таких модернистов, как Пикассо и Матисс, приобретенные коллекционерами в начале XX века. Лучшие российские музеи отобрали для выставки свои самые ценные экспонаты.

'Благодаря этой выставке американцы смогут нас понять', - говорит Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии. Посетители не только 'увидят русское творчество', - добавляет он, но и посредством искусства 'откроют для себя духовную жизнь России'.

Духовность для русских художников действительно была на первом плане до XVII века, поскольку церковь выступала основным заказчиком произведений искусства. Все изменилось, когда в 1682 г. царем стал Петр Великий. Будучи поклонником Европы, он не только построил напичканный барочными дворцами Санкт-Петербург, призванный соперничать с великими городами Франции и Италии, но и переключил внимание художников на светские сюжеты.

Историческая живопись, помпезные портреты дворян и мифологические сцены преобладали в русском искусстве на всем протяжении царствования Екатерины Великой. Искусство этого периода разочаровывает, поскольку картины в основном имитируют пышный европейский стиль.

В XIX веке, после освобождения крепостных в 1861 г., наступила эпоха народнического реализма. Российское искусство обрело свое лицо благодаря группе художников, называвших себя передвижниками. Они восставали против удушливой салонной живописи и принялись за выполнение общественной миссии: раскрытие чудовищных условий жизни бедняков. Антивоенная картина Василия Верещагина "Панихида (Побежденные)" буквально приказывает вам остановиться. Изображенные на ней офицер и священник возвышаются над братской могилой солдат. Какой-то почти неземной дождь орошает поле, усеянное телами павших, почти сливающимися с золотистой травой.

XX век принес политическую и художественную революцию. Основной вклад России в мировое искусство внесли такие художники-абстракционисты как Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Любовь Попова и Владимир Татлин, ворвавшиеся на сцену с новыми формами для новой эры. Их цель - освобождение. Их метод - формальная инновация. Художники встали в авангарде революции 1917 года, века экспериментов и неистового утопизма.

Затем наступил разгром: Сталин объявил такое искусство упадочным. Коммунизму нужно было официальное пропагандистское искусство, вошедшее в историю под именем социалистического реализма. Одним из открытий выставки стало творчество пламенного ленинца Гелия Коржева. Его гигантские полотна привлекают к себе внимание графическим влиянием плакатного искусства. На картине "Поднимающий знамя" (1957-60) революционер с безумно-решительным взглядом поднимает красный флаг, выпавший из рук убитого товарища.

Авторы представленных на выставке современных произведений уже известны на Западе - среди них Илья Кабаков и озорные сатирики Комар и Меламид. Инсталляция Кабакова 'Человек, который улетел в космос' (1981-88) изображает увешанную агитпроповскими плакатами комнату, больше похожую на тюремную камеру. В центре ее - устройство на манер катапульты, которая выбрасывает человека через потолок прочь из удушливого тоталитарного мира.

Россия, какой она предстает нам в своем искусстве, подобна матрешке - на вид она монолитна, но состоит из множества слоев, ведущих из прошлого в настоящее.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru:

История, излитая на полотно ("The New York Times", США)