Белорусские демократы, обычно несговорчивые, наконец-то, договорились об общем кандидате на президентских выборах 2006 г. Это может оказаться опасным для самодержца Лукашенко.
- В Белоруссии 4 важнейшие и очень несхожие оппозиционные партии договорились о выдвижении на президентских выборах единого кандидата. Но продержится ли этот союз до 2006 г., когда должны будут пройти выборы?
Геннадий Грушевой: Съезд, прошедший в прошлые выходные, был крайне важен. Начиная с 2001 г. оппозиция ни разу не собиралась вместе. Это была первая попытка за многие годы, но она оказалась удачной. Пока не присоединились только 3 - 4 значительные группы. Задача заключается в том, чтобы найденный кандидат и руководство других партий провели серьезные переговоры и объединили свои силы. Важно показать общественности, что белорусские демократы действуют сообща. Тогда у Белоруссии появятся очень хорошие шансы получить нового президента.
- Люди здесь хотя и получают мало, но зато могут быть уверены в получении своих зарплат и пенсий. Это президент Лукашенко может гарантировать, только благодаря помощи России. Сможет ли новый президент отказаться от дешевых поставок газа и нефти?
- Нет, экономические отношения с Россией останутся и при новом президенте. Как минимум еще 5 - 6 лет Белоруссия будет чрезвычайно сильно привязана к России.
- Не будет ли Владимир Путин в ответ пытаться препятствовать демократизации Белоруссии и ее ориентации на Запад?
- Россия не заинтересована в разрушении стабильных экономических связей. Кроме того, через 4 - 5 месяцев диалог между демократическими силами и Кремлем активизируется. Уже сейчас поддерживаются контакты, но они пока очень неформальные и личные. Однако вскоре у нас с Кремлем начнутся очень серьезные переговоры.
- В последний раз оппозиция была так слаба, в частности, потому что о кандидате сторговались за кулисами. . .
- Я думаю, что у нас сегодня более выгодная исходная ситуация, чем во время последних выборов. Мы извлекли урок из своего негативного опыта.
- Лукашенко не сходит с экранов телевизоров, оппозиции почти не видно. Большинство газет не свободно. Как оппозиция может заявить о себе?
- Это проблема. Но я думаю, что очень многое можно сделать с помощью устной пропаганды. Мои отделения фонда 'Дети Чернобыля', например, действуют в различных регионах страны. Если я направлю своего представителя туда с полной информацией, то тогда я один смогу проинформировать в провинции десятки тысяч людей. Один лишь я. У нас есть только эта возможность. Роль таких СМИ, как Deutsche Welle и Euro News, будет очень невелика.
- Создается такое впечатление, что оппозиция является делом только более пожилых людей. А где же молодежь?
- Значительная часть молодежи пассивна. На фоне очень ограниченных политических возможностей у молодых есть все, что они хотят: пиво, дискотеки, интернет. Только очень немногие интересуются политикой. И это проблема. Но родители работают, соприкасаются с реальной жизнью, и большинство из них поддерживают наши идеи.
- Какие темы будут главными на выборах?
- Уже 10 лет, как у Лукашенко нет никаких идей и никаких концепций. Он знает только два цвета: черный и белый. Наша главная цель - это улучшение качества жизни.
- Что это значит?
- Отношения с ЕС, с Польшей и Литвой напряженные, да и с Кремлем у Лукашенко далеко не стабильные отношения. У Белоруссии очень выгодное геополитическое положение, и если мы добьемся улучшения экономических, культурных и социальных связей с нашими соседями, то сможем выгодно воспользоваться этим. Лукашенко создал очень эффективное народное хозяйство на основе командно-административных методов - с фиксированными ценами и строгим государственным контролем над предприятиями. Россия расстается с этой системой, Украина уже рассталась. Белорусское народное хозяйство теряет всякие основы для продолжения подобной экономической политики. В этом состоит ограниченность экономической политики Лукашенко.
- Значит, новый президент потребует определенных экономических жертв от населения?
- Важнейшие принципы социальной политики мы должны будем менять очень медленно, не с помощью шоковой терапии. Многие политики понимают, что объявляя стрессовую политику, они лишаются шансов на успех. Необходимо будет продолжать социальную политику, дополняя ее новыми элементами.