В выходные дни российские и европейские эксперты продолжали поиски космического мини-аппарата, который должен был приземлиться в прошедшую пятницу на полуострове Камчатка. Космический аппарат под названием 'Демонстратор' был доставлен на орбиту с помощью реконструированной межконтинентальной ракеты с атомной подводной лодки 'Борисоглебск' с Баренцева моря. Он должен был успешно возвратиться на Землю, но его до сих пор не нашли. 'Демонстратор' - это еще один шаг на пути создания космического клиппера. Российская космическая корпорация РКК 'Энергия' рассматривает его в качестве альтернативы американскому шаттлу, который из-за технических проблем пока отстранен от транспортировки грузов на Международную космическую станцию (МКС).
Российский клиппер закроет эту брешь, конечно, не сразу, а через несколько лет. Как подтвердили корреспонденту 'Die WELT' представители космического концерна, клиппер может совершить свой первый полет в 2011 году при условии, что будут найдены соответствующие источники финансирования. Россия, в частности, собирается увеличивать свой бюджет на освоение космического пространства, в 2006-2015 годах предполагается инвестировать на эти цели 305 миллиардов рублей (девять миллиардов евро). Но для создания клиппера средств, тем не менее, не хватает. Поэтому российское космическое ведомство собирается привлечь к проекту в качестве партнера Европейское космическое агентство (Esa).
Европейцы, не сумевшие реализовать свой проект шаттла 'Гермес', тоже в этом очень заинтересованы. Антонио Фабрици (Antonio Fabrizi), директор программы Esa, связанной с носителями, имел возможность уже познакомиться с моделью клиппера вместе с президентом Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Ивановым в августе на аэрокосмическом салоне в Москве. Он уже назвал некоторых членов Esa, проявивших интерес к новой разработке: Италию, Францию, Германию, Бельгию и Испанию. Деньги, как говорят, на исследования уже пошли, есть желание обеспечить себе доступ к высоким технологиям. Однако принципиальное решение ожидается только на заседании Совета министров Esa в декабре.
Клиппер многоразового использования заметно отличается от американских шаттлов и от разработанного в Советском Союзе 'Бурана'. Тем не менее, два экземпляра 'Бурана' были построены. Один из них единственный раз поднялся в 1988 году, приземлился в автоматическом режиме, космонавту Игорю Волку оставалась лишь роль пассажира. Другой - из ангара никогда не выкатывали, рухнувшая крыша нанесла ему серьезные повреждения.
Создание клиппера станет для России еще одной попыткой. Мини-аппарат, включая стыковочное приспособление, имеет длину 10,4 метра, стартовый вес - около 13000 килограмм. Помимо экипажа в количестве шести человек он может поднимать 500 килограмм полезного веса на высоту 500 километров. Клиппер может находиться в автономном полете в космосе в течение пяти дней. Если его пристыковать к космической станции, то время пребывания увеличивается до одного года. По мнению российских экспертов, клиппер в десять раз дешевле, чем американский шаттл, который может брать на борт десять астронавтов и 25000 килограмм полезного веса.
Космический клиппер состоит из двух частей: возвращаемого и приборного отсеков. Оба во время старта и последующего сближения со станцией соединены между собой. В возвращаемом аппарате - шесть мест для космонавтов, в приборном отсеке находятся запасы кислорода, продуктов питания, воды, а также топлива для 32 двигателей. Они необходимы при маневрировании во время сближения, стыковки со станцией и для торможения и работают на этиловом спирте и кислороде.
Расстыковка производится только перед возвращением на Землю. После мощного импульса торможения двигателями, позволяющего клипперу сойти с орбиты, производится расстыковка с приборным отсеком. Космический аппарат входит в атмосферу и спускается с использованием аэродинамического эффекта на воздушной подушке, которая становится все более раскаленной и плотной.
Нос клиппера, где температура превышает 1900 градусов Цельсия, защищен с помощью материалов одноразового использования. Нижняя часть несущего корпуса, в котором находится спускаемый аппарат, покрыт керамическими плитками величиной 600 на 600 миллиметров, которые были испытаны еще во время полета космического аппарата 'Буран'.
В настоящее время обсуждаются еще два варианта клиппера. Первый -предусматривает посадку с помощью парашютов, которые находятся в контейнерах на верхней части спускаемого аппарата. На высоте 3500 метров над землей открываются матерчатые купола, и клиппер медленно приземляется. В полутора метрах от земли на короткое время включаются тормозные двигатели, чтобы демпфировать столкновение, парашюты при соприкосновении с землей отсоединяются. Но более вероятным кажется другой вариант. При этом у клиппера будут короткие крылья и двигатель, и тогда он сможет приземляться в любом крупном аэропорту.