Беседа корреспондента РФИ, Николя Фалеза, с собственным корреспондентом РФИ в Москве, Жан-Фредерик Сомоном.
Вопрос: Добрый день, Жан-Фредерик. На этой неделе в Санкт-Петербурге состоялся саммит стран-членов Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, в состав которой помимо России входят четыре ключевых государства: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизстан. Нужно отметить, что центрально-азиатский регион сегодня является ареной для острого соперничества между Россией, Китаем и США. Расскажите поподробнее о самой ОЦАС, целях и задачах, решаемых на саммите.
Ж-Ф.С.: Добрый день, Николя. Прежде всего, хотелось бы отметить, что до момента вступления России в прошлом году эта Организация не играла значимой роли, но в последнее время она выходит на постсоветском пространстве на первый план. По мнению Москвы, СНГ - Содружество Независимых Государств в составе почти всех бывших республик СССР, кроме Прибалтики - более не отвечает задачам и требованиям, предъявляемым современными реалиями.
Более того, не случайно, саммит Организации Центрально-Азиатского сотрудничества проходит в России, в день рождения российского президента, в его родном городе. А президенты Киргизии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана в очередной раз продемонстрировали свою лояльность по отношению к Москве.
Вопрос: Каковы стратегические цели, преследуемые Владимиром Путиным в регионе?
Ж-Ф.С.: Россия и США ведут упорную борьбу за лидерство в Центральной Азии. После трагических событий 11 сентября 2001 года США значительно увеличили свое военное присутствие в регионе, разместив дополнительные авиабазы для контроля, в первую очередь, территории Афганистана. Это большая победа Вашингтона, хотя нацеленность военного американского контингента на близлежащие Афганистан, Иран и Китай не может не создавать напряженности во всем регионе.
Однако в последнее время за счет усилий российских и, в меньшей степени, китайских политиков правительства ряда азиатских стран пересмотрели свое отношение к американским военным базам. Например, в отместку за резкую критику Госдепа действий властей при подавлении вооруженного восстания в Андижане, президент Узбекистана Каримов потребовал от США вывести свою базу с территории страны. В Киргизстане для временного сохранения американского контингента потребовалось личное присутствие на переговорах с новыми властями в Бишкеке Дональда Рамсфелда.
Кроме того, Владимир Путин провел 'беседу' с главой Таджикистана и убедил коллегу не уступать давлению США, рассчитывающих открыть в стране еще одну базу. Да и сама дата проведения саммита в Санкт-Петербурге выбрана неслучайно - за несколько дней до визита в Азию государственного секретаря США, Кондолизы Райс.
Вопрос: В четырех вышеперечисленных странах политическая обстановка сейчас очень нестабильная, в ряде случаев напряженная. . .
Ж-Ф.С.: Узбекистан испытывает трудности с ЕС, который наложил эмбарго на поставки оружия, а официальные узбекские лица объявлены на территории Союза персонами нон грата. Все это - реакция на события в Андижане.
В Казахстане доминирующий много лет подряд клан президента Назарбаева принял все возможные меры предосторожности, чтобы обезопасить себя на предстоящих через два месяца выборах.
В Таджикистане Президент Рахмонов засадил виднейшего оппозиционного лидера страны в тюрьму на 23 года, запретил оппозиционные СМИ и заключил под стражу несговорчивых журналистов.
И даже в Киргизстане, где только недавно сменился политический курс, бывшие единомышленники успели перегрызться между собой.
Все это более чем на руку Москве, от которой они и так находятся в экономической зависимости, особенно в области поставок нефти и газа. А в отличие от ЕС или США Россия не видит ничего плохого в авторитарных клановых режимах на территории бывших республик, закрывает глаза на кровавые события, подобные андижанским, поддерживала и поддерживает Каримова и прочих. Но, надо понимать, что, конечно же, не из особой любви к ним, а руководствуясь стратегическими целями и задачами.