Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как превратить энергоресурсы в политическое влияние

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рост цен на энергоносители вызвал резкое увеличение доходов стран, обладающих крупными нефтяными запасами. Благодаря этому, некоторые из них решили бросить вызов внешней политике США и обрели рычаги давления на зависящих от импорта нефти американских союзников

Венесуэла, Иран и Россия нашли способ перестройки внешней политики при помощи нефти.

Рост цен на энергоносители вызвал резкое увеличение доходов стран, обладающих крупными нефтяными запасами. Благодаря этому, некоторые из них решили бросить вызов внешней политике США и обрели рычаги давления на зависящих от импорта нефти американских союзников.

Вызов был брошен все более решительными Венесуэлой и Ираном, а также Россией, больше не зависящей от западных подачек. 'Нефть стала новой валютой внешней политики', - заявил председатель сенатского комитета по внешним связям Ричард Лугар (Richard Lugar), республиканец из Индианы. Иран и Венесуэла стали 'не только менее склонны к сотрудничеству - они просто радуются тому, что могут причинить нам неприятности', - говорит Лугар. 'Произошли гигантские изменения, которые большая часть общественности США еще не осознала'.

Повышение цен на нефть связано с ростом спроса во всем мире, но, особенно, в Китае и Индии. США по-прежнему остаются крупнейшим в мире импортером и потребителем. По данным Министерства энергетики, США ежедневно импортируют более 12 миллионов баррелей и потребляют более 20 миллионов баррелей, то есть 14% глобального предложения.

Озабоченность США связана, прежде всего, с тремя странами:

Венесуэла

Лугар заказал Счетной Палате США (Government Accountability Office) отчет о том, как США смогут обойтись без нефти из Венесуэлы, президент которой Уго Чавес (Hugo Chavez) стал своего рода младшим Фиделем Кастро с нефтью.

Чавес раздражал США с тех пор, как в 1998 г. он был избран президентом. Теперь он обладает большей властью для того, чтобы 'использовать нефть в качестве политического инструмента', говорит Майкл Шифтер (Michael Shifter), вице-президент вашингтонского экспертного центра Inter-American Dialogue.

По данным Департамента энергетики, в этом году Венесуэла заработает на нефти 35 млрд. долларов (13 млрд. в 1998 г.). Шифтер заявляет, что она продает дешевую нефть карибским странам, надеясь получить взамен политическую поддержку.

Шифтер говорит, что, возможно, в связи с этим страны карибского бассейна недавно голосовали против американской кандидатуры при выборе нового главы Организации американских государств. Администрации Буша пришлось смириться с избранием на этот пост чилийского левака Хосе Мигеля Инсульсы (Jose Miguel Insulza). Теперь она, возможно, не сумеет эффективно использовать традиционное проамериканское лобби для поддержки политики США и сдерживания Чавеса.

Как отмечает Шифтер, Чавес оказывает финансовую поддержку левым политикам в Боливии, Эквадоре и Никарагуа и создает оппозицию США по вопросам свободной торговли и инвестиций в преддверии регионального саммита, который должен состояться в ноябре в Аргентине. Заместитель государственного секретаря Роберт Целлик (Robert Zoellick) заявил на прошлой неделе в ходе своего визита в Центральную Америку, что в Никарагуа осуществляется 'ползучий переворот' руками бывшего левого лидера Даниэля Ортеги (Daniel Ortega) и его маловероятного правого союзника бывшего президента Арнольдо Алемана (Arnoldo Aleman). Ортега пытается вернуть себе пост президента, с которого его в 1990 г. сместили проамериканские политики.

Еще одна тактика Чавеса - противостояние США на международных форумах. В сентябре Венесуэла оказалась единственной страной, выступившей против резолюции Международного агентства по атомной энергии, осуждающей Иран. В резолюции говорилось о том, что Иран не выполняет свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия и, в связи с этим, Совет Безопасности ООН должен рассмотреть вопрос о возможных санкциях. Теперь совету МАГАТЭ вновь придется голосовать, чтобы Совет Безопасности рассмотрел дело Ирана. Неясно, наберут ли США и их союзники достаточно голосов для этого.

Иран

С 1998 г. доходы Ирана от экспорта нефти увеличились в четыре раза - с 11 млрд. долларов до прогнозируемых 40 млрд. долларов в этом году. В последнее время он занимает более непримиримую позицию в застопорившихся переговорах с европейскими государствами по ядерной программе. Иранские официальные лица заявляют, что эта программа носит мирный характер, но она также может служить созданию оружия.

В августе Иран вышел из режима моратория на производство уранового топлива. На прошлой неделе его главный переговорщик по ядерным вопросам Али Лариджани (Ali Larijani) заявил, что Иран 'воспользуется всей своей мощью, чтобы поставить под угрозу интересы США', если Америка вознамерится наказать Иран за его ядерную программу. Иран имеет основное влияние на мусульман-шиитов в Ираке и военизированные группировки в Ливане и на палестинских территориях.

Похоже, благодаря высоким ценам на нефть Иран стал менее обеспокоен перспективой наказания со стороны европейцев и более уверен в том, что Китай, основной потребитель иранских энергоносителей, заблокирует санкции ООН.

'Заработав в этом году на нефти 25 миллиардов долларов, иранцы обсуждают, действительно ли им нужен Запад', - сказал недавно в Вашингтоне Шахрам Чубин (Shahram Chubin), директор по исследованиям женевского Центра политики безопасности.

Негативная реакция в стране могла бы вынудить Иран к большей осторожности. После голосования в МАГАТЭ его фондовая биржа обвалилась на 30%. Состоящий из священнослужителей никем не избираемый государственный орган, возглавляемый прагматичным бывшим президентом Акбаром Хашеми Рафсанджани (Akbar Hashemi Rafsanjani), получил новые полномочия по контролю над правительством.

Россия

Ожидается, что в этом году экспорт нефти принесет России около 110 млрд. долл., что на 22% больше, чем в 2004 г. Эти новые поступления ослабляют рычаги давления США и Европы. Россия преисполняется 'нефтегордыней', поскольку ей больше не нужно занимать деньги у Запада, говорит Фиона Хилл (Fiona Hill), эксперт по России в вашингтонском исследовательском центре Институт Брукингса (Brookings Institution).

Россия более, чем на 40% обеспечивает потребности Европы в нефти и газе и использовала свое влияние для того, чтобы наказать балтийские страны и Украину за прозападную политику. Она строит газопровод по дну Балтийского моря в Германию, являющуюся крупнейшим потребителем российского газа, в обход этих стран, лишая их денег за транзит.

Германия с особенным уважением относилась к позиции России и была едина с ней в неприятии американской интервенции в Ираке.

По мере того, как Россия богатеет, попытки США провести жесткие меры для того, чтобы не позволить Ирану и Северной Корее разрабатывать ядерное оружие, становятся все менее эффективными.

Россия также бросила вызов политике США по внедрению демократии в Центральной Азии, поддержав власти Узбекистана, жестоко расправившиеся с оппозицией весной этого года.

Пресс-секретарь Государственного департамента Шон Мак-Кормик (Sean McCormack) заявляет, что перемены на нефтяном рынке не привели к внесению корректив во внешнюю политику администрации Буша.

'Высокие цены на нефть не сохранятся вечно', - говорит он.

Как арабские страны могли убедиться в 1970-е годы, высокие цены вынуждают потребителей заняться пополнением резервов, что в конечном итоге снижает спрос и понижает цену. Однако, могут пройти годы, пока это случится.

Тем временем, говорит Джим Плэк (Jim Placke), старший научный сотрудник вашингтонской организации Cambridge Energy Research Associates, деньги 'позволяют режимам предпринимать рискованные шаги'.