Ангела Меркель (Angela Merkel) становится канцлером Германии. Она дорого заплатила за это. На переговорах между руководством СДПГ и ХДС социал-демократы одержали стратегическую победу. Активность Герхарда Шредера (Gerhard Schrоеder) принесла хорошие проценты. У его партии будет в кабинете министров столько же мест, сколько и у ХДС. Восемь к восьми, включая канцлера и министра ведомства канцлера.
Лицом к лицу садятся два равноценных партнера. Они могут быть только вместе и никогда - друг против друга. Они обязаны всегда договариваться и никогда не брать верх над партнером. В этой концепции равных Ангела Меркель менее равна. Она, - своего рода, министр без портфеля. Ее полномочия задавать направление деятельности, определенные основным законом, де-факто недействительны.
Ангела Меркель, тем не менее, может быть сильным канцлером. Но только благодаря своим собственным силам и авторитету. Она должна специализироваться на так называемых неофициальных сферах. Меркель может стать тем человеком, который вдыхает в большую коалицию жизнь и дух. Чтобы это правительство не превратилось всего лишь в сборище отраслевых министерств, защищающих свои собственные интересы, Меркель должна стать человеком, который придаст ему теплоту, ясность, направит его работу. Большие требования. Слишком большие?
До сих пор Меркель демонстрировала свои способности всегда там, где было необходимо без лишнего шума взять власть и подстраховать ее. Власть - для себя самой и для ХДС. В такой последовательности. То, что она это умеет делать, не подлежит сомнению. Это признают и друзья, и враги. Слабость Меркель в другом. Она лишена эмоций. Ее выводит из равновесия даже простой вопрос о том, как у нее дела. У нее отсутствует палитра открытого выражения возможных чувств. Она не доверяет себе, быть может, из-за боязни, что это может быть расценено как корысть или зазнайство. Но нехватка эмоций и теплоты были, наверное, самым большим недостатком во время предвыборной борьбы. Никто не пойдет за политиком, рассчитывающим много работать и ставящим большие задачи. В чем-то должен проявляться и человек. Человек, который говорит другому человеку о его слабостях и тем самым прощает его. 'Come on, госпожа Меркель, Вы себя чувствуете сегодня счастливой женщиной?' - спросила вчера одна датская журналистка будущую канцлершу, пытаясь выяснить наличие у нее чувств. Меркель сказала - 'да', у нее все в порядке, но она чувствует ответственность и ждет много работы.
Германия, конечно, вытерпит и канцлершу, холодную и трезво мыслящую. Но еще важнее, чем вопрос об эмоциональности, в конечном счете, является то, чего хочет Ангела Меркель в этой большой коалиции. Но об этом как раз мы знаем меньше всего. То, что ей не удастся реализовать предвыборную программу ХДС, это ясно. Ее заблокировали результаты выборов. Каким образом она в таком случае собирается создавать рабочие места? Как санировать государственные финансы? Как реализовывать реформы в сфере попечительства и здоровья? Первые договоренности между Союзом и СДПГ, носящие уже содержательный характер, позволяют догадываться, что понимание есть: формируется большая коалиция больших компромиссов. Не будут трогать тарифную автономию, защиту от увольнений. Можно думать, что ХДС во многих социальных вопросах расходится с СДПГ. Это может иметь решающее значение для налоговой политики. Договориться о повышении налога на добавленную стоимость, снижении отчислений на социальные нужды не удалось, как и по вопросу отмены налога на доходы, получаемые за работу в ночное время и в выходные дни. Но в результате, были исключены решающие узловые моменты, связанные с санированием государственных финансов. Следует подчеркнуть - без всякой замены. Переговоры о содержательной стороне деятельности большой коалиции еще впереди. Правительство пока не сформировано. Но уже сейчас большая коалиция деньги только расходовала, а не получала.
Распределение министерств между партиями позволяет предполагать, что ни один министр не останется без внимания противной стороны. Ангела Меркель много говорила о доверии. В действительности же дележ ведомств - это выражение недоверия. Но это является отражением исходных позиций. Никто не может быть самостоятельным. По каждому решению придется искать компромисс. Велика опасность, что эта коалиция окажется недееспособной. Если же наоборот, то ценой большого компромисса и в ущерб обществу. Ангела Меркель могла бы в этом что-то изменить.