Автор является директором берлинского офиса Немецкого фонда Маршалла (США)
11 октября 2005 года. Вчера немцы издали коллективный вздох облегчения, когда христианские демократы и социал-демократы, наконец, заключили соглашение о сформировании правительства большой коалиции, которое должна возглавить Ангела Меркель (Angela Merkel). Немцам не очень нравится неопределенность, и они, наверняка, не любят ее в своей политике. После 3 недель борьбы, последовавших за неубедительными результатами выборов 18 сентября, казалось, что любая новость станет хорошей новостью. Но насколько она хороша, и для кого?
Приход первой в Германии женщины-канцлера является хорошей новостью для женщин, которые составляют половину электората. Куда ни глянешь, в плане равенства возможностей профессионального роста и баланса жизнь-работа, немецкие женщины отстают на 10 лет от остальной Европы и, по меньшей мере, на 15 лет - от Соединенных Штатов. Поэтому важно иметь женщин на высших постах - а это конкретное повышение является самым большим, какого когда-либо удавалось добиться любой немецкой женщине.
Однако большая коалиция г-жи Меркель - не более чем просто промежуточное соглашение. Если повезет, она продержится 2 года. Ее единственный в послевоенной Германии исторический прецедент продлился 3 года (1966-1969) - причем 30 лет назад было куда более широкое соглашение между двумя лагерями, чем сейчас.
Г-жа Меркель является осторожным, хладнокровным деятелем, выстроившим свою политическую карьеру на том, что ее недооценивали - первым делом на память приходит ее ментор, Гельмут Коль (Helmut Kohl), в то время канцлер, который обыкновенно называл ее "девушкой". Она доказала свою жестокость, когда, на вершине финансового скандала в консервативной партии публично призвала г-на Коля уйти в отставку. Он так и поступил, и тем самым было положено начало ее карьере.
Однако г-жа Меркель пока еще не доказала, что способна не только завоевать, но и удержать победу. Ее прежние должности в правительстве: бесцветный министр по делам женщин, а после - министр по делам окружающей среды. В отличие от ее убедительного предшественника, Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), она с трудом общается с избирателями, включая и своих сторонников. У нее мало близких друзей в руководстве партии. Только лишь в силу вышеназванных причин г-жа Меркель все еще может оказаться "ходячим мертвецом", лидером, начинающим конец своей карьеры, а не кончающим ее начало. Однако г-жа Меркель должна также возглавлять потенциально взрывоопасную коалицию. В теории, оба лагеря согласны с тем, что в качестве отправной точки следует взять программу реформ г-на Шредера "Повестка-2010"; оба лагеря публично настаивают, что не хотят создавать коалицию "с самым низким общим знаменателем".
Но в чем они, скорее всего, смогут добиться согласия? Реформа скрипящих федеральных структур Германии? Да, потому что обе партии много лет совместно работали над этим в верхней палате парламента (Bundesrat). Более сильная централизация и либерализация, быть может, облегчат перетряску плохо функционирующих университетов и школ Германии и позволят полиции и службам внутренней безопасности наладить сотрудничество в борьбе с терроризмом. Реформа системы здравоохранения или налоговая реформа? Возможно.
Но по действительно критически важному вопросу - реформа жесткого и ограничительного рынка труда Германии - большинство в обеих партиях выступает против радикальных перемен, которые необходимы, чтобы оживить больную экономику. Лишь незначительная доля недавно избранных членов нижней палаты парламента (Bundestag), которые должны собраться 18 октября, чтобы избрать новое правительство, являются предпринимателями. Для большинства других слово "либерал" является ругательным. Не будет Германия иметь и большой свободы маневра в экономических делах. Хотя она и превышает 3 года подряд установленные Европейским союзом (ЕС) лимиты дефицита бюджета, Европейская комиссия не захотела наказывать крупнейшую в ЕС экономику. И вот теперь, когда Берлин собирается в четвертый раз нарушить свои обещания фискальной ответственности, а Европейская комиссия рассматривает возможность применения против нее карательных мер, Германия может оказаться в таком жестком фискальном корсете, что это лишит ее шансов на экономическое восстановление.
На фронте внешней политики перспективы несколько лучше - пусть даже по той причине, что по большинству вопросов почти не существует твердого согласия между христианскими демократами и социал-демократами. Канцлер Меркель не станет посылать немецких солдат в Ирак, это так, но она и не станет позировать для семейных фотографий с президентом России Владимиром Путиным. Но не надейтесь на сильное или даже новаторское лидерство Германии в европейских или трансатлантических делах - ни у кого для этого не будет энергии. Ибо есть и другая негативная сила, с которой приходится считаться: Левая партия, в которую входят бывшие восточногерманские коммунисты и изменнические социал-демократы. Вполне возможно, что в их рядах произойдет раскол из-за собственных культурных и идеологических разногласий. Но совершенно очевидно, что они готовятся к тому, чтобы стать помехой на всех фронтах. Наконец, в придачу ко всему, водители берлинских такси перестанут задавать своим клиентам вопросы: "Вы слышали радио, есть уже у нас правительство?". По меньшей мере, в предстоящие 2 года.