Москва, 11 октября 2005 года. Уже далеко за полночь, а в освещенном неоновыми огнями салоне компании "Евросеть" на Тверской улице - главной московской магистрали - полно посетителей. Молодые сотрудники салона в ярко-желтых теннисках носятся вверх вниз по лестнице с коробками мобильных телефонов. Это не специальная распродажа. Это обычный день в салоне одной из крупных российских торговых сетей, которая имеет свои точки на всех торговых улицах Москвы.
Мало какие из отраслей отражают бум потребления в России и рост ее среднего класса так сильно, как телекоммуникации.
Это одна из самых привлекательных отраслей как для российских, так и для иностранных инвесторов. Алексей Яковицкий, аналитик телекоммуникационных проблем в московском инвестиционном банке "Объединенная финансовая группа", говорит: "Не так уж много в России отраслей, не считая добычи природных ресурсов, где вы можете вложить несколько миллиардов долларов".
Одной из привлекательных сторон телекоммуникационного сектора в России является то, что он вырос с нуля и не несет на себе шрамов советской экономики.
Компании мобильной связи, созданные в большинстве своем как совместные предприятия с западными телекоммуникационными компаниями, первыми стали использовать менеджмент в западном стиле и выставлять свои акции на продажу на международных биржах. Рост мобильной связи является одним из достижений рыночной экономики России.
За последние 5 лет число абонентов трех крупнейших операторов мобильной связи - МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" - ежегодно удваивается.
Когда-то отличительный признак богатства и власти, мобильный телефон сегодня является частью повседневной жизни большинства россиян. Когда в середине 1990-х годов стоимость мобильных телефонных аппаратов упала с нескольких тысяч до менее 100 долл. США, скорость распространения телефонов взлетела почти до 80%.
По оценкам компаний мобильной связи, более половины населения России имеет мобильные телефоны. Примерно четверть пользователей мобильной связи имеют две или три SIM-карты.
"За последние 5 лет Россия испытала такой же бум, через который прошли западные компании мобильной связи в середине 1990-х годов", - говорит Александр Изосимов, главный исполнительный директор второго в России оператора мобильной связи "Вымпелком".
Однако средние доходы компаний от каждого потребителя невелики. С учетом в общем случае низких заработков населения в России, это едва ли быстро изменится. "Мы понимаем, что рост продолжится еще один или два квартала, после чего мы выйдем на плоскость", - говорит г-н Изосимов. Поэтому компании уже сегодня думают, что делать дальше.
Во-первых, все три вышеназванных оператора заинтересованы в покупке региональных операторов. Г-н Изосимов полагает, что независимые операторы мобильной связи составляют 12% рынка. Однако куда важнее для будущего роста компаний мобильной связи расшириться на страны бывшего Советского Союза и за его пределы.
МТС, крупнейший российский оператор мобильной связи, уже владеет UMC, самым крупным оператором мобильной связи на Украине. МТС также владеет компаниями мобильной связи в Белоруссии и Узбекистане. "Единственные страны, к которым мы не проявляем интереса, это страны Прибалтики", - говорит главный исполнительный директор Василий Сидоров.
Украина из всех бывших советских республик является самой большой и быстрорастущей с точки зрения операторов мобильной связи. "Пока распространение мобильных телефонов на Украине составляет менее 50%", - говорит г-н Сидоров.
"Вымпелком", второй по величине оператор мобильной связи в России, тоже изучает перспективу выхода на украинский рынок. Однако расширение на Украину является частью острого спора между двумя акционерами - норвежским оператором мобильной связи "Telenor", который контролируется государством, и одним из крупнейших российских промышленно-финансовых конгломератов "Альфа-Групп".
"Украина для нас - естественный рынок. Мы знаем, как работать в среде с низкими заработками и как быстро расширять сеть", - говорит г-н Изосимов. "Вымпелкому" принадлежит также оператор мобильной связи в Казахстане.
Российские компании пытаются, кроме того, установить свое присутствие в Турции и Индии. "Система", мажоритарный акционер МТС, уже представила свою заявку на покупку "Telsim", второго по величине оператора мобильной связи в Турции.
Стартовая цена на аукционе установлена почти 3 млрд. долл. МТС конкурирует с западными компаниями, в том числе c "Vodafone" и "Telenor".
"Система" изучает также возможности работы в Индии и провела переговоры с частной индийской компанией мобильной связи "Reliance".
"Альфа-Групп", которая владеет также 25% акций в компании "Мегафон", занимающей 3-е место среди российских операторов мобильной связи, не так давно вступила в спор с компанией "TeliaSonera" из-за покупки доли акций в "Turkcell", крупнейшего турецкого оператора мобильной связи.
Президент "Альфа-Групп" Михаил Фридман надеется, что его схватки с "TeliaSonera" и "Telenor" приведут к созданию глобальной телекоммуникационной компании, которая станет действовать далеко за пределами России и даже бывшего Советского Союза.
"Мы хотим быть частью глобальной телекоммуникационной компании, евразийского варианта 'Vodafone'. Мы хотим конвертировать все наши доли в различных компаниях мобильной связи в единую компанию - будь то 'Telenor', 'TeliaSonera' или любой другой международный игрок", - говорит г-н Фридман.
Но удастся или нет "Альфа-Групп" осуществить свой план, одно, по меньшей мере, представляется несомненным: российские телекоммуникационные компании становятся международными игроками, с которыми нужно считаться.