Недавно главы государств и правительств почти всех стран - членов Организации Объединенных Наций собрались в Нью-Йорке на саммит, посвященный 60-летию ООН. Одной из важных тем, которая затрагивалась в ходе дискуссии и касается сути проблем современного мира, был вопрос о взаимодействии цивилизаций. Руководители многих стран, в частности России и Испании, уделили ей приоритетное внимание.
Эта тема не в первый раз обсуждается в рамках ООН. Некоторые страны, включая Россию, уже ставили вопрос о необходимости начать межцивилизационный диалог. Эта идея была позитивно воспринята в ООН и нашла воплощение в принятой Генассамблеей Организации "Глобальной повестке дня для Диалога между цивилизациями". В прошлом году Испания сделала следующий шаг, выдвинув идею формирования Альянса цивилизаций. Эта инициатива, соавтором которой стала Турция, получила поддержку Генерального секретаря Организации, сформировавшего Группу высокого уровня с целью разработки конкретных политических рекомендаций. Россия активно поддержала такой подход.
Что побуждает различные страны приходить, хотя и разными путями, к схожим выводам и выдвигать общие по духу и задачам инициативы?
Ответ следует искать в природе новых угроз и вызовов, с которыми сталкивается человечество в начале XXI века.
Глобализация резко усилила взаимозависимость государств и обществ. Хотя современные информационные технологии открыли беспрецедентные возможности для сближения людей, представляющих различные цивилизации, очевидно и то, что они обострили восприятие социальных, этнических и религиозных различий. Глобализация, сократив расстояния, приумножила точки соприкосновения и расхождения между культурами и цивилизациями. "Другие" культуры больше не ассоциируются с далекими в географическом отношении краями, а составляют сегодня неотъемлемую часть "пейзажа" наших городов. В Западной Европе уже проживает более 14 миллионов выходцев из мусульманских стран. В России насчитывается около 20 миллионов человек, исповедующих ислам. Обеспечение сосуществования различных культур как в отношениях между государствами, так и внутри самих наших стран становится крупнейшим вызовом мировому сообществу на ближайшие десятилетия. Этот вызов возник бы в любом случае. Террористические акты в Нью-Йорке, Мадриде, Беслане, Лондоне и другие столь же трагические события лишь обнажили его остроту. Более того, угроза терроризма стала испытанием нашей способности обеспечить такое сосуществование. Эта угроза исходит от тех, кто называет себя мусульманами, и поэтому наше внимание сегодня обращено прежде всего к исламу.
Ислам - религия великой цивилизации, неотъемлемая часть исторического и культурного наследия человечества. Наши страны никогда не отождествляли террористов с этой религией. У нас нет враждебности и к исламской политике. Террористы и те, кто поддерживает и оправдывает их деятельность, - вот наши враги.
Терроризму нечего предложить миру, кроме ненависти, смерти и разрушений. Он стремится использовать неурегулированные конфликты и проблемы, чтобы столкнуть людей различных вероисповеданий и культур и сделать их врагами. Вот почему нельзя допустить, чтобы на смену идеологическим разногласиям, которые приводили к конфронтации между государствами во времена "холодной войны", пришло столкновение между народами, религиями и культурами.
Именно в этом, на наш взгляд, состоит значение единогласно принятой Советом Безопасности ООН 14 сентября с.г. резолюции 1624, цель которой - бороться против подстрекательства к террористическим актам. Новизна данной резолюции обусловлена тем, что в ее основе лежит убеждение в необходимости противостоять распространению экстремизма и вербовке террористов. Противодействовать распространению идеологий, которые поощряют или оправдывают терроризм. Ведь для тех, кто проповедует радикальные идеи, ислам - всего лишь прикрытие для того, чтобы дискредитировать и подорвать его традиционные ценности. Это не раз подчеркивали многие политические и религиозные лидеры исламского мира.
На протяжении многих столетий Испания находилась под сильным влиянием исламской культуры, а в Россию, которая является одновременно и европейской, и азиатской страной, ислам пришел сразу же после своего возникновения. Поэтому Россия и Испания должны использовать свое историческое наследие и свой современный опыт, чтобы способствовать решению межцивилизационных проблем. Итоги саммита-2005 дают основание сделать вывод: пришло время переходить от теоретических дискуссий к реальному политическому взаимодействию, к партнерству цивилизаций. Мы должны поставить во главу угла общие ценности и на этой основе выстраивать общую политическую линию. Наши страны готовы тесно сотрудничать для достижения этих целей, совместно работать в интересах политического и стратегического консенсуса. Нас объединяет общее понимание того, что невозможно вести эффективную борьбу с терроризмом без продвижения к урегулированию конфликтов, которые используются как предлог для террористического насилия.
В условиях, когда будущее международных отношений во многом представляется неопределенным, Альянс цивилизаций призван послужить инструментом, позволяющим заложить основу более справедливого, демократического и безопасного мирового порядка.
Сергей Лавров - министр иностранных дел России, Мигель Анхель Моратинос - министр иностранных дел Испании