У касс гигантского магазина ИКЕА в подмосковных Химках покупатели выстраиваются уже через несколько минут после открытия.
Одна женщина покупает полную тележку ванных принадлежностей. Мужчина, стоящий за ней, пытается справиться с упакованной в плоские коробки мебелью. Только что расплатившаяся пара направляется в кафе. Хот-доги по 10 рублей, столько же стоит газированный напиток. А за 15 рублей можно купить хот-дог с напитком.
Центр в Химках находится в первой десятке магазинов ИКЕА по числу покупателей. Так же как и второй магазин в Москве и еще один в Санкт-Петербурге. ИКЕА открывает свой четвертый центр в Казани и планирует увеличить их число до двадцати.
В Москве экономический бум. Равно как в Петербурге, Екатеринбурге и столицах богатых нефтью регионов Сибири. Но вдали от этих сверкающих городов множество россиян живет в бедности - по официальным данным, 30 миллионов из 140-миллионного населения.
Экономика России не так сильна, как могло бы показаться. Несмотря на быстрый рост объемов розничной торговли (в последние месяцы он дошел до уровня 13 процентов в год), общий экономический рост замедляется.
Советники президента Путина ожидают, что ВВП вырастет в 2005 году лишь на 5,9%, в то время, как в последние пять лет рост составлял в среднем 6,8 процентов.
Трагедии в этом нет, но, если сохранятся нынешние тенденции, могут возникнуть проблемы. Рост промышленного производства замедляется - экономисты ожидают роста в пять вместо семи процентов.
Снижение роста особенно серьезно в нефтяном секторе, крупнейшей отрасли российской промышленности, где ежегодный уровень роста производства упал с 8,9 процентов в прошлом году до 1,3 процентов в августе. Правительство ожидает, что в этом году рост составит 3 процента.
Снижение роста напрямую связано с разгромом нефтяной компании 'ЮКОС', обвиненной в уклонении от уплаты налогов. Последствия дела 'ЮКОСа' также оказали влияние на доверие инвесторов.
Рост общего объема фиксированных капиталовложений снизился с почти 13 процентов в 2003 году до ожидаемых в этом году 9 процентов - что гораздо ниже уровня, необходимого для модернизации стареющих производственных мощностей страны.
По оценкам экономистов, объем бегства капитала, снизившийся примерно до 9 миллиардов в 2003 году, когда еще не было известно о размахе дела 'ЮКОСа', может возрасти до 25 миллиардов в этом году. Правительство называет цифру в 10 миллиардов.
Либерал Егор Гайдар, руководитель Института экономики переходного периода и бывший вице-премьер, говорит: 'По-настоящему сложная задача для правительства заключается в том, чтобы показать, что дело 'ЮКОСа' было единичным, и в будущем нормы права будут соблюдаться'.
Гайдар и другие либеральные экономисты утверждают, что России не удается воспользоваться огромными возможностями, предоставляемыми ростом цен на энергоносители, для модернизации и дерегулирования.
Вместо этого, после проведения ряда важных реформ - например, снижения налогов в 2000 г. - президент Владимир Путин стал активно проводить политику вмешательства государства в экономику, особенно в области природных ресурсов.
Бизнесмены жалуются на то, что после дела 'ЮКОСа' бюрократы чувствуют себя вправе предъявлять необоснованные финансовые требования.
По оценкам независимого фонда 'Индем', за четыре года затраты среднестатистической компании на взятки выросли в среднем в четыре раза, составив 135 000 долларов. При том, что Кремль все более сосредоточен на президентских выборах 2008 года, маловероятно, что давление на бизнес ослабнет.
Руководитель лоббистской группы 'Деловая Россия' Борис Титов говорит, что предпринимателям нужно снижение налогов, особенно налогов на фонд заработной платы, уменьшение числа административных барьеров и некая защита от иностранных конкурентов.
'Нужно постараться изменить экономическую политику, которая сегодня на 100% обслуживает интересы крупного бизнеса в области природных ресурсов. В других отраслях ситуация катастрофическая'.
Однако, не все бизнесмены настроены столь мрачно. Жалуясь на коррупцию, они все же признательны Путину за создание стабильности.
Рост цен на нефть скрыл последствия всех этих явлений для экономики страны и правительства, которое в виде налогов забирает около 90 процентов дохода, полученного благодаря более высоким ценам на нефть.
До сих пор значительная часть излишка аккумулировалась в государственном стабилизационном фонде, составляющем ныне 830 миллиардов рублей. Это упрочивает положение России в случае непредвиденных потрясений, таких, как резкое падение цен на нефть.
Однако, ввиду приближающихся выборов власти планируют больше тратить и меньше запасать, срезав запланированный излишек в бюджете с 7 процентов ВВП в этом году до 3,2 процентов в 2006 году.
Кроме того, в верхних эшелонах власти все чаще раздаются призывы к развитию капиталовложений в инфраструктуру.
Дальнейший рост расходов правительства может свести на нет попытки снизить уровень инфляции, составляющий в настоящее время более 11 процентов.
В свою очередь, это могло бы повлечь за собой ценовой прессинг на компании, работающее вне энергетического сектора и зажатые между растущими расходами и сильным, подпитываемым нефтью рублем.
Но, по мнению Владимира Мау, ректора государственной Академии народного хозяйства, о необходимости безотлагательных действий речи не идет.
'Чем выше цены на нефть, тем ниже качество принятия решений. Кому нужно решать проблемы, когда вокруг столько денег?'