Естественное милосердие людей Запада к голодным детям Африки спровоцировало мощное развитие биотехнологий в капиталистических странах: надо было, чтобы овощи и фрукты сами росли в Сахаре. Ну, если не в пустыне, то хотя бы по более легкой сельскохозяйственной программе, чтобы сорняки не мешали, а вредители не ели.
И если такой благородный бизнес принесет еще и прибыль в те руки, которые дают, то плохого в этом ничего нет. Такова логика транснациональных компаний - производителей генетически-модифицированных организмов (ГМО).
А то, как употребление такого картофеля (который не ест колорадский жук) и помидоров (которые могут выращивать хоть в Антарктиде) отразится на человеке - узнаем через годы. Так как сейчас ученые не зафиксировали никаких аномалий, кроме аллергии на бразильские орехи, которым "вживили" гены соевых бобов: хотели увеличить содержимое протеинов в таких орехах, а получили вместе с тем сверхсильные аллергены.
А так - ничего особенного. Картофель теперь содержит гены земляной бактерии, которая "убивает" колорадского жука, устойчива к засухам пшеница - ген скорпиона, помидоры содержат гены североамериканской морской камбалы, кукуруза, соя и клубника - гены бактерий.
И если в составе продуктов, которые вы покупаете, содержатся разного рода добавки и ароматизаторы типа "Е101, Е101А (рыбофлавин) (добавляются в каши, продукты детского питания)" и т.п., то будьте уверены - вы едите пока что не генетически, а химически модифицированные организмы.
Но готовы ли вы к "более экстремальному" эксперименту? А никто и не спрашивает! Так как мы, украинцы, даже не знаем, какие продукты на отечественном рынке генетически модифицированы, а какие - нет. И даже министерства здравоохранения и агрополитики не ведают, какая часть продуктов в Украине содержит ГМО, и откуда эти продукты к нам поступают. А то, что они у нас есть - неопровержимый факт.
Берите карто-о-шечку! Та-а-акая красивая! Как нарисованная!
Несколько лет назад в Украину с целью эксперимента были ввезены сотни тон генетически-модифицированного картофеля мощной биотехнологической компании "Монсанто". Однако, по официальной версии, в Украине эксперимент не удался - картофель не прижился. Что стало с тем картофелем и куда он девался после первого урожая - неизвестно. "Монсанто" убеждает, что весь он был вывезен. Однако эксперты уверены - генетически модифицированный картофель в Украине остался.
Автор нерассмотренного Верховной Радой законопроекта о биобезопасности Виктор Хазан (Партия Зеленых) убежден, что около 30% кофе на рынке Украины генетически модифицирован. Как и "различные напитки неотечественного производства, и рис". Впрочем, назвать фирмы, которые используют ГМО в своей продукции, Хазан отказался.
Вместе с тем ревностный борец с ГМО, организация "Greenpeace" подает список компаний, которые используют ГМО. Среди них, в частности, компании "Nestle", "Coca-Cola", "Cadbury/Hershey's", "PepsiCo" и прочие. Но следует отметить, что в разных странах такие компании ведут себя по-разному, и если в США они используют ГМО, то, например, в Австрии - нет.
Например, официальная позиция компании "Кока-Кола" такова: "В Украине Компания "Кока-кола" не использует генетически измененных ингредиентов". И "в то время, когда вокруг биотехнологий разворачиваются споры, компания "Кока-кола" поздравляет и поддерживает решения, основанные на здравом смысле и проверенных научных данных".
А "Макдональдз" сообщил "УП" следующее: "Мы используем только продукты и ингредиенты, которые являются безопасными и отвечают высочайшим стандартам качества. Использование биотехнологий является вообще сложным вопросом для индустрии питания во всем мире.
Хотя некоторые генетически модифицированные ингредиенты считаются безопасными и широко распространены в Европе, "Макдональдз" требует от своих поставщиков не использовать генетически модифицированные продукты". Впрочем, экс-министр экологии Сергей Курыкин о компании сказал, что "они вряд ли вам что-то скажут".
"К сожалению, официальной информации о содержимом ГМ ингредиентов в продуктах питания тоже нет", - официально сообщило "УП" Минагрополитики. А словосочетания "тоже нет" касается информации о странах-импортерах, ГМ-организмах, которые выращиваются в Украине, и видах организмов и их количестве, которое импортируется к нам.
"Основными ГМ-растениями, которые присутствуют сейчас на мировом биотехнологическом рынке, являются кукуруза, хлопок, рапс и соя. С учетом того, что ГМ-соя занимает больше половины мирового рынка этой культуры, и учитывая масштабы экспорта сои в Украину, можно предположить наличие примесей ГМ-сои в различных продуктах питания (варенные колбасы, сыры, молочные смеси), однако, этот вопрос систематически не изучался", - говорится в комментарии министерства.
И дальше: "В Украине отсутствует урегулированное законодательство относительно использования, маркирования и биобезопасности генетически модифицированных организмов, так же, как и отсутствует уполномоченный орган (один, или несколько), который отвечает за этот вопрос. Поэтому ответы на все поставленные вопросы определяются именно этими обстоятельствами". Т.е., в сущности, ничто на содержимое ГМО у нас не проверяется и рынок таких продуктов абсолютно нерегулирован.
Кроме того, "учитывая масштабы таких уже проведенных исследований (за границей компаниями-производителями ГМО - авт.), а также реальный методический и технический уровень, который существует, к сожалению, сейчас в большинстве исследовательских учреждениях Украины, можно сомневаться, что отечественные ученые сделают существенный полезный взнос в изучение поставленного вопроса".
"Пиратские" семена
Ученые со всего мира спорят относительно вредности или безвредности ГМО: с одной стороны, их выращивают без опыления отравляющими химикатами, вредность которых доказана. Поэтому с этой точки зрения ГМО-продукция является "экологически чище". С другой стороны, человек по сути потребляет не естественным способом модифицированный организм. И следствия употребления таких продуктов, возможно, проявятся только через десятки лет.
Кроме того, целью генетических изменений растений и животных является предоставление им определенных супер-качеств. Затем модифицированные организмы становятся более выносливыми, в сравнении с аналогичными организмами их рода. Как следствие, "существует реальная угроза для биоразнообразия на земле", сообщил "УП" бывший министр экологии Сергей Курыкин.
Защитники ГМО утверждают, что новейшая продукция пока что не привела к заболеваниям и на самом деле проходит тестирование в органах здравоохранения многих стран в десятки раз тщательнее, чем обычные продукты. И эти же национальные органы признали ее безопасной для употребления. А если продукт не признан вредным, то его можно без каких-либо опасений употреблять.
Но в выращивании ГМО-продуктов, кроме экологического и "здорового", существует еще сугубо экономический аспект. Самые большие транснациональные компании мира, которые занимаются созданием ГМО и реализуют свою продукцию по всему миру (Du Pont, Monsanto, Syngenta, Advanta и т.п.), свои изобретения, конечно же, патентуют.
Затем, если вы захотите воспользоваться ГМО-семенами, то за это надо заплатить средства компании. При этом использовать семена с собранного урожая без уплаты "дани" запрещено: с каждым следующим урожаем фермер снова и снова будет платить деньги изобретателю ГМО.
Показательный случай случился с одним канадским фермером. Он выращивал немодифицированную сою. Однако при одной из проверок, которые предваряют реализации урожая, фермеру сообщили, что его соя является генетически измененной. Оказалось, что на соседних полях выращивали генетически-измененную сою, которая и опылила растения фермера. Компания "Монсанто" подала на фермера Перси Шмайсера в суд за несанкционированное использование ее интеллектуальной собственности. И выиграла.
Поэтому здесь можно согласиться с профессором Института молекулярной биологии и генетики Виталием Кордюмом в том, что "если Украина начнет несанкционированное использование ГМО-семен, она начнет платить гигантские штрафы".
А если ввести трансгенные растения законодательным порядком, то очень скоро наши местные сорта исчезнут, и дальше либо умирайте с голода, либо покупайте за ту цену, которую мы вам назначим". Такая себе "семенная игла" для страны. А поскольку собственного потенциала и разработок ГМО, как сообщило МинАПК, в Украине нет, то очевидно, украинским фермерам за "картофель, который не ест жук" придется платить. И немало.
Следует знать
В Украине ГМО-продукты себя не афишируют. Этикетки на продуктах питания не указывают на то, что вы едите что-то модифицированное. Однако в странах Европы, в России, Японии и т.п. продукцию с содержимым ГМО обязательно маркируют: в ЕС соответствующие пометки на этикетке делаются уже тогда, когда содержимое ГМО в продукте составляет 0,9%. И в России существует маркирование ГМО продукции.
А вот США и Канада (самые большие экспортеры ГМО) считают, что поскольку не доказана вредность генетически-измененных организмов, то делать соответствующие пометки просто нецелесообразно.
Абсолютно очевидно, что внедрение обязательного маркирования ГМО-продукции не является удобным ее производителям. Во-первых, никто не хочет лишних затрат на маркирование продукции, а во-вторых, продукция с ГМО может оказаться не конкурентоспособной.
Так, в Венгрии, Польши и Чехии даже активно развиваются программы выращивания органически чистой пищи, поскольку спрос на нее в Евросоюзе постоянно увеличивается - чем не перспективный бизнес и для украинцев? А ВТО, устами американского президента Джорджа Буша, активно подвергало критике страны Евросоюза за принятие законов, которые не содействуют распространению ГМО по Европе.
Украинское законодательство вопрос маркирования не урегулировало. Хотя понятно, что потребитель имеет право знать, ЧТО он покупает и ест. Или, может, украинцы уж так глупы, что не могут сами оценить риски ГМО и государство им в этом помогает, дескать, США и Канада так живут и ничего особенного?
Вопреки тому, что в 2002 году Украина ратифицировала "Картахенский протокол о биобезопасности" (приобрел силу в сентябре 2003-го), соответствующий закон, который бы наполнял протокол содержанием, так и не был принят.
А "Картахенский протокол", в частности, предусматривает обязательное предупреждение страны-импортера о перевозке на ее территорию ГМ-организмов (если страна-импортер такое разрешение, конечно же предоставила) с указанием цели ввоза таких организмов, например, для лабораторий или продуктовых магазинов (статья 18). В каждой стране, которая ратифицировала протокол, должен быть соответствующий национальный компетентный орган, который будет контролировать перемещение ГМО по территории страны, операции импорта ГМО и т.п.
И если бы эти условия протокола были выполнены, то наши министерства, по крайней мере, знали бы, сколько ГМО на рынках Украины присутствуют уже сейчас.
"В сегодня действующем еще законе о качестве и безопасности пищевых продуктов есть запись, что производитель должен писать на этикетке данные о том, что его продукт содержит ГМО в случае, если его использование предусмотрено технологией", - объяснил "УП" законодательные особенности эксперт министерства здравоохранения Николай Проданчук.
"В новом законе по настоянию международных организаций (в первую очередь по настоянию Мировой организации торговли) изъята эта норма, и новый закон пишет только о том, что порядок производства и введение в обращение пищевых продуктов с ГМО должно регулироваться другим законодательством.
Т.е. сегодня закон о качестве и безопасности пищевых продуктов вопрос ГМО уже не регулирует. Хотя там есть нормы, которые предусматривают, что любой новый пищевой продукт, или любые другие новые технологии, если он вводится в обращение в Украине, должен пройти экспертизу в государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины.
Закон о защите прав потребителей также имеет норму об информации потребителя по поводу технологии получения пищевых продуктов. В том числе и биотехнологических.
Но в нашем законодательстве нет никаких регуляторных механизмов по поводу того, как именно это надо делать. Как именно и кто именно должен отвечать, например, за ту же надпись на этикетке по поводу ГМО. Но самое главное, что нет никакой ответственности производителя или реализатора пищевых продуктов за нарушение требований этих продуктов", - рассказал Проданчук.
И оборудования, для проверки наличия ГМО в продуктах питания, у нас мало: "А вы посмотрите бюджет за последние пять лет, и вам все станет понятно", - объяснил эксперт проблему недофинансирования Государственной санитарной и эпидемиологической службы.
А законодатель в течение трех лет не был в состоянии принять закон "О биобезопасности".
В первом чтении был принят законопроект "О государственной системе биобезопасности при создании, испытании и практическом использовании генетически модифицированных организмов", авторами которого являются Задорожный, Сытник.
"Я и несколько депутатов поехали в Канаду", - делится мыслями с "УП" один из авторов принятого в первом чтении законопроекта и биолог по образованию Константин Сытник. "Мы там прошли курсы, нам рассказали, что это такое - трансгенные растения, ГМО. Мы познакомились очень глубоко и в научных учреждениях, и в государственных учреждениях, и в законодательных учреждениях с законами, которые там существуют. Поэтому мы подготовили достаточно приличный закон, в котором единственной осталась такая дискуссионная тема, кто будет осуществлять государственный контроль, высший контроль над соблюдением этого закона".
"Сейчас я знаю, что некоторые депутаты, работники аппарата Верховной Рады и ученые поехали уже в Америку, и там они тоже изучали этот вопрос. Я думаю, что сейчас будет стимулирована подготовка этого закона на второе чтение", - прибавил Ситник.
Не удивительно ли, что депутаты поехали "поучиться" именно в Канаду и США, где даже не внедрено маркирование ГМО продукции и транснациональные компании которых в самый раз и лоббируют принятие снисходительных относительно ГМО законов?
Если еще учесть наше стремление вступить в ВТО как можно раньше и отношение организации к ГМО, можно предположить, что о генетически-измененных организмах украинцы не будут знать еще долго.
И очень не хочется, чтобы сбылся прогноз Курыкина, что "у "Монсанти" к Украине двойной интерес. С одной стороны, мы - огород, на котором можно выращивать и распространять дальше ГМО, а с другой, мы - потребитель. Как не как, а мы - большая страна. Нас пока еще 48 миллионов".