МОСКВА - Тридцатидвухлетней Светлане - по собственному признанию, алкоголичке - какое-то время удавалось воздерживаться от спиртного, но однажды, два года назад, ее непреодолимо потянуло выпить. Тогда она уселась у телефона, чтобы успеть вызвать 'скорую', и отхлебнула пива прямо из горлышка. 'Мне было очень страшно', - рассказывает Светлана: она ожидала, что, как только алкоголь проникнет в кровь, у нее начнется приступ удушья. Она надеялась только на то, что успеет вызвать 'скорую' и приехавшая бригада сможет ее реанимировать.
За три месяца до этого Светлана 'закодировалась' - так россияне называют метод лечения алкоголизма, суть которого заключается прежде всего в том, что больного запугивают до полусмерти. Разработанный еще в советские времена, он предусматривает воздействие на психику алкоголика, призванное убедить его: спиртное означает смерть.
В случае со Светланой лечение состояло из сеанса легкого гипноза, за которым последовала инъекция препарата, способного оказывать краткосрочное, но сильное воздействие на органы дыхания. Пока лекарство действовало, врач дал ей немного водки. У Светланы закружилось голова, она стала задыхаться, и врачу пришлось дать ей кислород.
Введенный препарат, объяснил врач, останется в ее организме. 'Я закодировал вас на год, - вспоминает Светлана его слова. - Если в этот период вы хоть раз выпьете, вы умрете'. Врач потребовал, чтобы она подписала заявление, освобождающее его от ответственности за ее гибель в случае употребления алкоголя в течение ближайших 12 месяцев. 'Я поверила ему, потому что все мы слышали рассказы о людях, которые закодировались, а потом выпили и умерли', - рассказывает Светлана; она просила не упоминать в статье ее фамилию, поскольку сослуживцы не знают, что она страдает алкоголизмом.
За последние 20 лет сотни тысяч жителей России и других стран бывшего СССР 'кодировались' от пристрастия к алкоголю. Однако некоторые врачи опасаются, что из-за растущей информированности населения и попыток применить тот же метод для борьбы с другими вредными привычками, например страсти к азартным играм, он лишится своего главного элемента - силы внушения.
Сегодня в российских чатах на все лады обсуждается неэффективность подобного лечения, а на интернет-сайтах размещается информация о способах, позволяющих установить, что именно ввели 'закодировавшемуся' алкоголику - 'пустышку', или настоящее лекарство, способное при смешивании со спиртным вызвать жестокое недомогание. 'Информация о безрезультатности кодирования распространяется, причем сегодня это происходит быстрее, чем когда-либо раньше, - отмечает Александр Немцов, сотрудник Московского государственного научно-исследовательского института психиатрии. - Но альтернативных способов для его замены у нас пока нет'.
Злоупотребление алкоголем, характеризуемое запойным пьянством, достигло в России беспрецедентного уровня. По данным российских ученых, от отравления алкоголем в стране ежегодно погибает более 50000 человек; для сравнения, в Соединенных Штатах аналогичная цифра составляет около 400 человек. За одни 'посиделки' россиянин нередко выпивает бутылку водки, а то и больше. Лишь немногие алкоголики могут получить долгосрочную психологическую помощь: программы, разбитые на 12 этапов, вроде 'Анонимных алкоголиков', находятся здесь еще в зачаточном состоянии. Для многих россиян 'кодирование' - единственный доступный метод лечения.
Светлана рассказывает, что полчаса ждала, когда ей станет плохо, но приступ так и не начался. Тогда она осушила бутылку пива и тут же открыла вторую. С этого дня она ушла в четырехмесячный запой. С тех пор прошло два года: сегодня Светлана участвует в программе 'Анонимные алкоголики', и, по ее собственным словам, не притрагивается к спиртному уже 16 месяцев.
Метод 'кодирования' разработал советский психиатр Александр Довженко - в то время непререкаемым авторитетом в области лечения алкоголизма. 'Метод Довженко - это, по сути, форма гипноза: выпьешь-умрешь, - отмечает Андрей Ермошин, частнопрактикующий психотерапевт, отказавшийся от 'кодирования' в пользу долгосрочной терапии. - Это быстрое и недорогое лечение, и предполагается, что вы избавляетесь от проблем с алкоголем на, год, на два, или на пять лет - смотря на какой срок вы закодировались'.
По словам Немцова, он говорил пациентам, что способен воздействовать на нервные окончания в ротовой полости таким образом, чтобы при употреблении алкоголя они почувствовали себя очень плохо. Он рассказывает, что давал им прополоскать рот жидким препаратом для местной анестезии, а затем помещал туда электроды с очень слабым током, чтобы заставить их поверить: он навсегда лишает их способности без употреблять алкоголь без тяжелых последствий. 'Я действовал не столько как врач, сколько как актер, - поясняет Немцов. - Таким образом я добивался потрясающих результатов. Это форма психотерапии - косвенного, но быстрого психотерапевтического воздействия'.