В наши дни футбол стал глобальной индустрией, в которой вращаются миллиарды долларов. Увы, деньги попадают в футбол почти в 'лучших традициях' Дикого Запада, что влечет за собой определенные неблагоприятные последствия. Настало время сделать шаги по обузданию капиталистической стихии и обеспечить защиту спортом своих подлинных истоков.
В то время как у Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) крепкий, практически пуленепробиваемый баланс, а примерно 75 процентов получаемого дохода она реинвестирует в мировой футбол, этого нельзя сказать о некоторых из наших 207 участников, не говоря уже о многих клубах.
Однако, те немногие клубы, которые преуспевают, стали богаче, чем когда бы то ни было. В этой связи нас беспокоит то, что слишком часто источником этого богатства являются люди, которых мало что связывало в прошлом с футболом, занявшиеся им для достижения личных целей, отношения к футболу не имеющих.
Появившись в футболе практически ниоткуда, они начинают вбрасывать в него неприличные суммы. Однако, они не понимают, что в футболе важнее рядовые любители, а не идолы, что цель игры - развлечение и надежда для многих, а не фальшивая популярность для группы избранных, что футбол служит уважению других, а не удовлетворению алчущих лести или денег.
Если ничего не будет сделано, то эти деньги могут задушить спорт, активными поклонниками которого являются 1,3 миллиарда человек по всему миру. Непредсказуемость, являющаяся его жизненной силой, заключается в том, что футбол всегда будет крайне рискованной инвестицией. Как и в других областях, достоянием футбола являются не товары, а люди. А люди, как известно, полны неожиданностей. Например, у них есть кости, которые иногда ломаются.
В наши дни профессиональный футбол пронизан практиками, которые, в лучшем случае, показывают уродливую сторону клубного футбола, а в худшем - угрожают самому его существованию. Прежде всего, возник новый тип рабства, и каждый должен этому противостоять. Это происходит, когда коммерческие права на молодых игроков, часто из Бразилии, приобретают спекулянты, получающие прибыль каждый раз, когда игрока покупает новый клуб. По мнению ФИФА, такие сделки не отвечают минимальным требованиям приличия. Мы не можем просто так мириться с ними. И не будем.
Равно неприемлемы для нас и такие требования 'трудящихся' о повышении зарплаты, когда полуобразованные, зачастую сквернословящие игроки, получающие 100 000 фунтов ($175,000) в неделю, вымогают у своего клуба, скажем, 120 000 фунтов. Чаще всего на это игроков толкают гнусные агенты, получающие свою долю.
Разве нормально, если игрок 'зарабатывает' 6-8 миллионов фунтов в год, в то время, как годовой бюджет даже клуба, играющего в Лиге чемпионов УЕФА, не составляет и половины этой суммы? Какая логика, право или экономическая необходимость позволяют человеку, которому нет и тридцати, требовать ежемесячно сумму, которую его отец - и большинство болельщиков - не могут мечтать заработать и за десятилетие?
Иными словами, каковы границы? Не пора ли нам их установить?
Продолжая тему, зададимся еще одним вопросом. Почему бы клубам не тратить больше времени и усилий на те годы, когда подрастающие игроки не занимаются футболом, чтобы подготовить их к постоянным переброскам из одной страны в другую по первому требованию? К счастью, некоторые клубы занимаются надлежащим образованием своих молодых игроков. Но для других клубов, которых все больше, это неважно. Для них имеет значение лишь то, как игрок показывает себя на поле.
Короче говоря, возник рынок нового типа. Он был создан бессовестными агентами и жадными владельцами клубов, стремящимися к увеличению личных доходов - а не доходов клубов - лишь путем приобретения и продажи самых перспективных талантов со всего мира. Выдающиеся таланты в дефиците, деньги - нет. Безграничный денежный поток дал горстке владельцев клубов возможность контролировать глобальную клубную игру путем вкладывания невообразимых сумм в крохотную группку элитных игроков. Сегодняшняя ситуация более, чем когда бы то ни было, похожа на войну большинства, вооруженного копьями, с элитой, в руках которой финансовый эквивалент ядерных боеголовок.
Ничего удивительного, что все заговорили о пустых местах на стадионах и всепоглощающих прямых телетрансляциях матчей. Что интересного в лиге, чемпионов которой можно предугадать после примерно пяти игр? Хорошо ли для футбола, когда радостное ожидание болельщиков омрачается ценой за билет на игру 'их' команды? И действительно ли это 'их' команда, если в одном английском клубе играют футболисты из 19 стран?
Сегодня футбольное общество состоит из имущих и неимущих. Будущее нашей игры не может быть за этим. ФИФА не может спокойно наблюдать за тем, как алчность правит футбольным миром. И не будет.
Новая специальная комиссия ФИФА будет рассматривать все те крайности, о которых я вкратце сказал выше. Я уверен, что эта новая инициатива принесет свои плоды быстро и решительно.
Автор - президент ФИФА, Международной федерации футбольных ассоциаций