Тот, кто едет по ней, оказывается совсем близко к небу над Москвой. Он видит телебашню, острие которой тонет в осеннем тумане, ветхое колесо обозрения на территории бывшей Всесоюзной выставки и автомобильные заторы внизу. Такой же впечатляющей, как панорама, является стоимость этой бело-голубой городской надземной железной дороги. Участок протяженностью 4,7 километра стоит 200 млн. евро. Каждый проданный билет до сих пор дотируется в размере 1665 евро.
Патент мэра
Российское издание журнала "Forbes" назвало московскую городскую надземную железную дорогу самым дорогим транспортным средством в мире. В патенте за номером RU 2180295 'монорельсовая транспортная система' восхваляется как 'целесообразная с экономической точки зрения для пассажирских перевозок в городе'. Владелец патента, ни больше ни меньше, - сам мэр Москвы Юрий Лужков.
Хуже чувствуют себя, чем городской голова в вагоне монорельсовой дороги, инвесторы. Консалтинговая компания Cushman & Wakefield Healey & Baker, специализирующаяся на недвижимости, опубликовала свой доклад "European Cities Monitor" за 2005 год. В нем Москва в перечне, связанном с инвестициями, занимает 28 место из 30. Москва, по сравнению с прошлым годом, даже скатилась на одно место вниз. 'Боюсь, что этот рейтинг справедлив. Российская бюрократия - мощное явление, здесь это особенно чувствуется. Она - главная причина низкого рейтинга Москвы', - говорит финский предприниматель Сеппо Ремес (Seppo Remes), уже десятилетие работающий в Москве.
Атака на крепость
Лужков, когда он не занят разработкой надземных городских железных дорог, - руководитель города, насчитывающего одиннадцать миллионов жителей. Человек он, как считается, энергичный. С той поры, как 69-летний Лужков объявил, что баллотироваться на пост мэра в 2007 году больше не будет, стало понятно, что завершается эпоха, крепость Москва больше уже не кажется неприступной. Правда, Лужков может уйти не совсем: на выборах в городскую Думу, которые состоятся 4 декабря, он собирается обеспечить себе большинство, которое может стать решающим фактором при определении преемника на посту мэра. Однако власть его пошатнулась.
Многочисленные олигархи хотят воспользоваться смутным временем. Происходит такое перераспределение собственности, какого не бывало с девяностых годов. Речь идет о миллиардах. Список алчущих читаешь, как справочник Who is Who в российском деловом мире: алюминиевый король Олег Дерипаска (5,8 млрд. долларов), нефтяной барон Виктор Вексельберг (6,1 млрд. долларов). Стальной король Владимир Лисин (7 млрд. долларов), металлургический король Владимир Потанин (4,7 млрд. долларов) и банкир Александр Лебедев (1,6 млрд. долларов) бросают вызов старой московской элите, читай: государственным чиновникам.
Захватчики идут с сырьевыми долларами и могут полагаться на поддержку с самого верха: президент России Владимир Путин хочет расширить свое влияние и на московский городской регион.
'Московский консорциум', как 'Газпром' и монополист в области электроэнергетики РАО 'ЕЭС России', является экономической реальностью в России', - пишет журнал 'Компания' по поводу переплетения фирм и связей, предпринимателей и городских чиновников, удерживающих столицу в своих руках. В центре этой вселенной - администрация мэра. Журнал 'Профиль' оценивает годовой оборот этого 'гигантского промышленно-финансового холдинга' в размере 'не менее 105 млрд. долларов США (87,5 млрд. евро)'. Темпы экономического роста в последние пять лет - десять процентов ежегодно.
Город в качестве акционера
Официальный бюджет на 2006 год предусматривает доходы в сумме 460 млрд. рублей, или 13,1 млрд. евро. Расходы составляют 474 млрд. рублей, или 13, 54 млрд. евро. Однако, это не все: город прямо или косвенно является акционером сотен предприятий. Ему, среди прочего, принадлежат акции аэропорта 'Внуково', Московского нефтеперерабатывающего завода, Банка Москвы, Московской телекоммуникационной корпорации, электроэнергетического концерна 'Мосэнерго', автомобильного завода 'ЗИЛ', Московского шинного завода и фабрики 'Свобода', производящей косметику. Американский концерн McDonald's взял город в свои компаньоны, только этим можно объяснить быструю экспансию цепочки предприятий быстрого питания в Москве. Точно так же рука об руку с городом работает турецкий строительный гигант Enka. Обычным делом является, когда правительство города получает долю в многочисленных строительных проектах. Например, если кто-то строит в Москве жилой дом, то 35-40 процентов построенного жилья уступает городу.
Постоянная угроза
Делать успешный бизнес в Москве без городской администрации практически невозможно. 'Сравнивать Москву с другими крупными европейскими городами трудно. В Москве власть и деньги единое целое. Административные барьеры громадные. Однако, тот, кто близок к власти, может заниматься своим бизнесом более чем в комфортабельных условиях, - говорит профессор экономики Евгений Ясин. Между тем, в Москве надо быть осторожным. - В воздухе постоянно витает угроза, в том числе угроза политическая'. Ясин имеет в виду, что для тех, кто попал в немилость, отношения собственности могут измениться уже на следующее утро.
Шведский мебельный концерн Ikea до сих пор не может получить участок московской земли. 'Город хочет получить пакет акций, он хочет быть представленным в руководстве и иметь доступ к финансовым потокам. Все это противоречит политике нашей компании', - говорит один из представителей руководства Ikea, работающий в России. Ikea пока строит Дома мебели вокруг Москвы. Между тем, Лужков дал понять, что готов к переговорам.
Мимо администрации мэра не пройдет ни один инвестор. Уже по одной причине, что земля является городской собственностью. Земельная реформа, в частности, позволяет свободно распоряжаться землей по всей стране. Эта реформа обошла стороной только Москву. Землю в Москве покупать нельзя, ее можно только арендовать сроком на 49 лет. До недавнего времени город передавал земельные участки без проведения конкурсов. Четыре-пять строительных концернов, строящих высотные дома в Москве, являются квази-монополистами. Как следствие - цены на недвижимость увеличились с 2003 года в два раза.
Большие деньги неофициальная корпорация "Москва' зарабатывает на недвижимости и телекоммуникациях. Обе отрасли экономики столь же доходны, как торговля нефтью и газом. Здесь на первый план выходят родственники и друзья мэра.
Богатый друг
Владимир Евтушенков считается другом Лужкова. Он - главный акционер холдинга АФК 'Система'. Его чистая прибыль при обороте в размере 5,71 млрд. долларов США составила в прошлом году 411 млн. долларов США. Продажа акций на лондонской бирже принесла 1,3 млрд. долларов. Аналитики оценивают стоимость концерна в размере 8,5 млрд. долларов США. 'Система' является ярким примером перевода государственной собственности в частную. В девяностые годы компания 'Система' сосредоточила под своей частной крышей ряд государственных предприятий. АФК 'Система', которой принадлежат магазины, страховые компании, средства массовой информации, недвижимость и нефтяные компании и крупнейшая в России компания сотовой связи МТС, зарабатывает миллиарды.
Жена мэра продает
'Интеко' - так называется холдинг, 99 процентов акций которого принадлежат жене мэра Лужкова Елене Батуриной и один процент - ее брату. 'Интеко' производит изделия из пластика, финансирует сельскохозяйственные проекты и зарабатывает большие деньги на недвижимости в Москве. Недавно Батурина продала за 800 млн. долларов США свои цементные заводы и избавилась от одного из крупнейших в России домостроительных комбинатов. В будущем она собирается специализироваться на строительстве дорогих офисных зданий. Продажа ею активов вызвало слухи, будто корпорация 'Москва' уходит из активного бизнеса и спасает свое состояние в связи с возможной сменой власти. Два дня назад было совершено нападение на адвоката 'Интеко' Дмитрия Штейнберга, он с тяжелыми повреждениями находится в коме. В прошедшее воскресенье в Белгороде был избит менеджер 'Интеко' Александр Анненков.
Москва долгое время считалась запретной зоной для предпринимателей, которые не хотели подчиняться лужковским правилам игры. К этим правилам относится то, что решения принимает мэр. Лужков полагается на своих заместителей, таких, как Владимир Ресин, отвечающий за строительство, Юрий Росляк, курирующий городские инвестиции в сектор недвижимости, и Иосиф Орджоникидзе, занимающийся вопросами иностранных инвестиций в городе. Каждый из этих чиновников управляет состоянием стоимостью миллиарды долларов. И ни один из них не бывает без телохранителей.
Насколько коррумпирована Москва? Если поговорить с мелкими предпринимателями, то почти каждый с глазу на глаз подтверждает, что вынужден давать взятки, чтобы открыть свое предприятие. И лишь только начинается производство, тут же начинают регулярно наведываться люди из пожарной инспекции, чиновники из СЭС и милиция, чтобы посмотреть, все ли в порядке. Термин, обозначающий такую форму кругового обслуживания - 'государственное крышевание'.
Последняя недостающая часть мозаики
Между тем, в том, что для кремлевской команды в данном случае речь идет об общественном благе, можно сомневаться. Для нее, наверное, важно, чтобы вставить последнюю недостающую часть в мозаику России. После того как эта команда установила контроль над концерном 'Газпром', над значительной частью нефтяной промышленности и сырьевого сектора и Санкт-Петербургом, ей теперь недостает только строптивой Москвы.
Лужков это понял. Он приводит в порядок свой бизнес. На берегу Москва-реки на 90 гектарах рождается 'Москва-Сити', деловой центр высшего уровня с 15 небоскребами и инвестициями в размере двенадцати миллиардов долларов. 'Москва-Сити' - предложение о примирении в адрес Кремля. Деньги инвестируют друзья Лужкова наряду с концернами из родного города Путина Санкт-Петербург и близкими к Кремлю олигархами, такими, как Владимир Потанин и Владимир Лисин. Самое высокое здание 'Москва-сити' поднимется в небо над Москвой на 340 метров. 'Федерация' - так будет называться это сооружение - не 'Москва'.