12 октября 2005 года. Комментаторы уже пишут политический некролог Джорджа Буша-младшего (George W. Bush). А почему бы и нет? Перспективы для президента США, действительно, кажутся мрачными. Согласно опросам общественного мнения, людей, которые не одобряют деятельность Буша на посту президента США, значительно больше, чем тех, кто ее одобряет (опрос опросов, проведенный веб-сайтом Realclearpolitics.com, показал, что недовольных 53%, тогда как довольных - всего 42,2%).
Главный пункт его повестки на второй президентский срок - реформа системы социального обеспечения - не имеет шансов на реализацию. Его партия погрязла в скандалах: уголовные обвинения предъявлены бывшему лидеру большинства в Палате представителей Конгресса США Тому Делею (Tom DeLay) и бывшему царю Управления политики федеральных закупок США Дэвиду Сафавиану (David Safavian). В Белом доме носятся вихри обвинений в кумовстве и некомпетентности. Даже консерваторы бегут с корабля в связи с тем, что президент ударился в повышение расходов, а также предложил полное ничтожество - пустую блузку - кандидатом в Верховный суд США.
Ничто из вышесказанного не имеет значения.
Самая лучшая аналогия - с администрацией Рейгана (Reagan). В середине своего второго срока Гиппер (Gipper - прозвище Рейгана - прим. пер.) оказался замешанным в скандале "Иран-контрас" (Iran-Contra scandal). Консерваторы были разочарованы его нежеланием сокращать внутренние расходы и его готовностью иметь дело с новым советским лидером Михаилом Горбачевым. На промежуточных выборах 1986 года демократы восстановили свой контроль в Сенате США. На следующий год они торпедировали назначение Роберта Борка (Robert Bork) в Верховный суд, принудив Рейгана назвать кандидатуру Энтони Кеннеди (Anthony Kennedy), который заслужил яростное недовольство правого крыла. Однако все эти недостатки были не более чем сносками в истории президентства Рейгана. К моменту его смерти в прошлом году все его превозносили за то, что он выиграл "холодную войну" и оживил экономику.
Точно так же, наследие Буша не будет определяться тем, кого он назначил в Верховный суд, как он отреагировал на ураган "Катрина" или сколько он потратил. Потомки станут оценивать главное: его деятельность по укреплению мира и обеспечению процветания страны. И что же они найдут?
Первое, несмотря на накапливающиеся бедствия, в том числе разрушительные ураганы и взлетающую до небес цену нефти, экономика США остается здоровой. Последние данные статистики: экономический рост сохраняется на здоровом уровне (3,3%); безработица остается низкой (5,1%) а инфляция несущественна (3,6%). Во всем, кроме последней цифры, Соединенные Штаты выглядят лучше, чем другие промышленно развитые страны. В еврозоне, например, экономический рост составляет ничтожные 2%, а безработица достигает значительной величины 9%. Экономика в общем случае не подконтрольна президенту, но осуществленные Бушем сокращения налогов способствовали получению наших вызывающих зависть результатов.
Второй пункт, который очевиден, но который нуждается в повторном заявлении, это то, что нет никаких продолжений событий 11 сентября 2001 года. Ситуация, вероятно, вскоре изменится, но, тем не менее, вызывает большое удивление тот факт, что на протяжении 4 лет после 11 сентября Соединенные Штаты не испытывают террористических нападений на своей территории (за возможным исключением писем со спорами сибирской язвы), в то время как другие страны, представляющие собой менее приоритетные для террористов цели, в том числе Великобритания, Испания и Индонезия, ужасно пострадали. Частично это можно объяснить простым везением, но Буш, тем не менее, заслуживает признательности за его активную борьбу с терроризмом и за обеспечение безопасности Соединенных Штатов - по крайней мере, пока.
Если все пойдет так, как сегодня, он заработает очки также за разгром движения "Талибан" и за создание демократического правительства в Афганистане. Труднее оценить ситуацию в Ираке, где недавний опрос 3000 человек вашингтонским Международным республиканским институтом (International Republican Institute) показал раскол во мнениях по поводу того, идет страна по правильному или неправильном пути (43% против 42%).
Нет недостатка в негативных индикаторах, от отсутствия электричества до непомерного роста самоубийственных взрывов. Однако можно найти и основания для оптимизма. Судя по всему, большинство иракцев, в том числе многие сунниты, планируют принять участие в выборах в воскресенье и одобрить новую и относительно либеральную конституцию. Критики утверждают, что это приведет к расколу Ирака, но также вполне возможно, что будет создана именно та федералистская структура, которая нужна для того, чтобы удерживать вместе разнородные этнические группировки, не прибегая к плети диктатора в Багдаде.
В любом случае, способность иракцев работать вместе (какой бы несовершенной она ни была) в демократическом правительстве является значительным прогрессом для страны, которая травмирована многими годами тирании баасистов (Baathists). Другим позитивным признаком является растущая компетентность иракской армии, которая начинает играть все более значимую роль в военных операциях на территории от Багдада до западной границы страны.
Нет никаких гарантий, но, если Соединенные Штаты не оставят Ирак без внимания на протяжении длительного срока, возрастет вероятность того, что наши демократические союзники выиграют борьбу против джихадистов (jihadists), которые неразборчивым применением насилия отталкивают от себя почти всех. Возможно, именно в силу этого 78% иракцев, как показывает опрос Международного республиканского института, полагают, что через год их положение улучшится, и всего 10% думают, что ситуация станет хуже. Если их надежды оправдаются, Буш, быть может, еще сумеет спасти свою репутацию.