Комиссар по вопросам расширения ЕС Оли Рен стал на текущей неделе самым важным и самым популярным гостем в Белграде. Он привлек даже больше внимания СМИ, чем непревзойденный иллюзионист Дэвид Копперфильд, который впервые выступил перед белградской публикой накануне принятия исторического решения Совета министров ЕС о начале переговоров Белграда и Брюсселя по Соглашению о стабилизации и присоединению к ЕС.
- Я не фокусник и не провидец, чтобы с точностью предсказать, когда Сербия и Черногория станет членом Евросоюза, так как страна находится только в начале этого долгого пути, а тем временем вы вынуждены решать и такие проблемы, с которыми другие претенденты на членство в ЕС не сталкивались. Я повторю то, что говорил официальным лицам в Белграде: Сербия и Черногория, включая Косово и Метохию, могла бы статью частью ЕС в начале следующего десятилетия, если ускорит проведение реформ и выполнит все свои международные обязательства. Здесь, прежде всего, я имею в виду арест остающихся на свободе преступников, обвиняемых Международным трибуналом.
Конечно, мы будем помогать вам на всем пути, однако темпы приближения к Евросоюзу будут все же зависеть только от вас и от вашей преданности европейским целям.
- Сербия и Черногория начинает переговоры с Брюсселем в тот момент, когда еще неизвестен будущий статус Косово и Метохии и когда проводится подготовка к референдуму в Черногории, результат которого может означать конец государственного объединения СиЧ (Сербия и Черногория). Есть ли у Брюсселя резервный план продолжения переговоров с Сербией и Черногорией как с двумя отдельными государствами? Как позиция сербских властей и албанцев из Косово и Метохии по решению вопроса этой территории может повлиять на дальнейший ход переговоров с ЕС?
- Именно эти проблемы я и имел в виду, когда говорил, что вы оказались лицом к лицу с вызовами, которых не было у других претендентов, и что это может влиять на скорость приближения к Евросоюзу. Вы не должны допустить, чтобы они затормозили и осложнили ваш путь к ЕС. Как в ваших, так и в интересах ЕС, чтобы переговоры проходили беспрепятственно, чтобы совместные усилия принесли плоды, направленные на укрепление наших взаимоотношений, а также демократических институтов Сербии и Черногории. По оценке ЕС, этого будет легче достичь, если сохранится государственное объединение Сербии и Черногории, и если к соглашению по вопросу стабилизации и присоединению к ЕС можно будет прийти так называемым 'двойным' подходом. Это подразумевает, что Евросоюз будет вести переговоры по отдельности с двумя республиками по таким вопросам, как торговля, пошлины, полиция, судопроизводство и т.д., а с государственным объединением СиЧ - по вопросам, которые находятся в его компетенции, то есть политический диалог, международные обязательства, защита прав человека и прав меньшинств, региональное сотрудничество. Мы действительно заинтересованы в том, чтобы иметь надежного партнера, который будет готов к активному и плодотворному сотрудничеству с Евросоюзом.
Мы хотим ободрить ваших лидеров и граждан, желаем им использовать возможности, которые предоставляет такой способ переговоров. Наша позиция ясна: не тратьте время и энергию на вопрос 'а что будет, если', а направьте свои силы на то, чтобы в интересах своих граждан как можно скорее закончить процесс стабилизации и присоединения к ЕС и выйти на новый, более высокий уровень отношений с Евросоюзом.
Если раньше или позже (а лучше, - позже) дойдет до отделения Черногории, Европейская Комиссия будет вынуждена требовать от Совета министров ЕС новые мандаты на проведение отдельных переговоров с Сербией и с Черногорией. На это потребуется достаточно много времени.
Что же касается Косово и Метохии, ЕС ясно дал понять, что хочет взять эту территорию под свое покровительство. От сербских властей, что и было одним из выводов Совета министров ЕС, ожидается конструктивное отношение к решению этого вопроса. Брюссель признает позицию Кая Эйде (специальный представитель генерального секретаря ООН в Косово - прим. ред.) и принятое на основании его отчета решение Совета безопасности. Мы не допустим, чтобы Косово и Метохия дестабилизировали регион, и будем настаивать на абсолютном уважении европейских стандартов и прав человека, что подразумевает и защиту меньшинств, улучшение условий жизни граждан и децентрализацию.
- Перед тем, как вы прибыли в Белград для официального объявления начала переговоров о ССП с нашей страной, Вы были в Загребе и Анкаре с подобной миссией - дать старт переговорам о членстве Хорватии и Турции в ЕС. Вы передали властям этих стран, как и властям в Сербии и Черногории, предупреждения о том, что эти переговоры в любой момент могут быть приостановлены, если Брюссель расценит, что эти страны не выполнили тех условий, которые от них ожидают? Что это означает в случае Сербии и Черногории?
- Помимо общих критериев, которые должны исполнить все кандидаты на членство в Евросоюзе, от вашей страны, Боснии и Герцеговины и Хорватии требуется и полное сотрудничество с Гаагским трибуналом. Следовательно, в ходе переговоров, чем раньше, тем лучше, необходимо найти и выдать Трибуналу скрывающихся от международного правосудия преступников - генералов Ратко Младича, Анте Готовину и бывшего президента Республики Сербской в Боснии Радована Караджича. Неисполнение этого условия может стать причиной для того, чтобы 'заморозить' переговоры. Однако я уверен, что политические лидеры и обычные граждане это хорошо понимают и не допустят, чтобы недостаточное сотрудничество с Трибуналом отдалило их от главной цели - вступления в Евросоюз.