Три года назад объемы продаж компании Hyundai Motor в России были так же скромны, как и ее автомобили. Кто из нового класса супербогатых людей станет покупать мало кому известную машину? И кто из бедных сможет себе ее позволить?
Теперь, когда доходы от экспорта российской нефти учащают пульс экономики страны, фортуна повернулась к Hyundai лицом.
Автомобили этой компании хорошо продаются благодаря новой общенациональной дилерской сети. Едва известная еще несколько лет назад, Hyundai в августе продала 8994 машины. Это почти стократное увеличение в сравнении с 91 автомобилем, проданным концерном в январе 2002 года. И такой показатель приводит азиатских производителей легковых автомашин, агрессивно продвигающихся на российский рынок, к убеждению в том, что Россия в течение предстоящих десятилетий будет одним из самых крупных и быстро развивающихся рынков в мире.
'Этот рынок развивается очень быстро, - говорит Жан Франсуа Трембле (Jean-Francois Tremblay), автомобильный аналитик из Ernst & Young, - а это создает повышенное давление. Руководители компаний чувствуют, что им необходимо должным образом позиционировать себя здесь, а иначе придется отвечать за пассивность'.
По мере того, как пухнут кошельки российских покупателей, растет объем покупок импортных автомобилей. За первые восемь месяцев текущего года он увеличился на 64 процента до показателя в 348459 единиц. К концу года на долю иномарок будет приходиться треть объема покупок в России, что является большим увеличением по сравнению с показателем в 5 процентов в 2000 году.
Общий объем продаж в этом году должен превзойти цифру в 1,8 миллиона. По словам Трембле, это выдвинет Россию вместе с Польшей и Турцией в тройку европейских лидеров по темпам развития автомобильных рынков.
Из десяти самых популярных марок иностранных автомобилей четыре - японские, три - корейские и две - американские, Ford и Chevrolet. Hyundai лидирует на рынке, зарегистрировав в августе этого года рекордный показатель роста в 115 процентов. В 2005 году компания может перешагнуть стотысячный рубеж. Это очень хороший результат, которого автомобильный производитель добился, начав собирать в 2001 году в России свои модели седанов Accent и Sonata.
Международный представитель Hyundai Джейк Чанг (Jake Jang) заявил в Сеуле, что его компания считает Россию 'взрывным рынком'. Он добавил: 'Этот рынок имеет огромный потенциал, подобно китайскому или индийскому'.
Корпорация Toyota Motor строит вблизи Санкт-Петербурга свой первый в России автомобильный завод. После открытия в декабре 2007 года этого предприятия стоимостью 140 миллионов долларов оно сможет выпускать 50000 автомашин модели Camry в год.
Объем продаж в России компании Toyota, являющейся крупнейшим производителем автомашин в Японии, за первые восемь месяцев этого года вырос на 53 процента. Все идет к тому, что за 2005 год Toyota продаст 65000 своих автомобилей. Это вторая по популярности марка в России.
Автомобильный завод компании, являющийся крупнейшим инвестиционным проектом Японии в России в сфере промышленного производства, возводится на индустриальной окраине Санкт-Петербурга на площади в 220 гектаров. В июне, когда президент Путин присутствовал на церемонии начала строительных работ, председатель совета директоров компании Toyota Хироши Окуда (Hiroshi Okuda) заявил, что его корпорация ставит перед собой цель постепенно увеличить объем производства до 200000 автомашин в год, используя Санкт-Петербург в качестве площадки для экспорта.
В Россию продвигаются также американские и европейские автопроизводители. Компания Ford Motor должна в два раза увеличить выпуск седанов Ford Focus, доведя этот показатель до 60000 в год. Их производство ведется также недалеко от Санкт-Петербурга, на заводе стоимостью 150 миллионов долларов. Президент отделения Ford в России Хенрик Ненцен (Henrik Nenzen) говорит, что на машины модели Focus в настоящее время существует очередь желающих, которым приходится ждать по полгода.
Два германских автомобильных концерна - Mercedes и Volkswagen - ведут переговоры об открытии в 2006 году в России своих сборочных конвейеров.
Иностранные автомобильные компании делают ставку на то, что их доходы в России будут по-прежнему расти, что обусловлено увеличением цен на нефть, являющуюся главным предметом российского экспорта. По данным Госкомстата, среднемесячные доходы в России в 2004 году возросли до 244 долларов с показателя в 79 долларов в 2000 году. Ожидается, что в текущем году доходы вырастут на 11 процентов, а в 2006-м - на 12 процентов.
Конечно, огромные суммы доходов от продажи нефти скапливаются в основном на счетах немногочисленных российских богачей. Эту тенденцию отражает и автомобильный рынок, сверкающий в Москве новыми салонами и демонстрационными залами таких марок, как Bentley, Ferrari и Maserati. Однако успех Hyundai показывает, что часть нефтяного богатства просачивается и в широкие слои населения. Модель Accent этой компании продается в России за 10000 долларов.
'Богатым придется самим о себе позаботиться. Мы же будем продавать машины тем людям, которые обслуживают богатых', - говорит региональный менеджер по продажам Виталий Рустанович из компании Carnet-2000, являющейся дистрибьютором Hyundai.
Большая часть иностранных компаний сосредоточила свое внимание на густонаселенной западной половине России, уступив ее восточную часть подержанным автомобилям из Японии, которые легко узнать по правостороннему рулю. По имеющимся оценкам, по дорогам восточной части России ездит около 1,5 миллиона автомашин с правым рулем.
На богатом нефтью и газом острове Сахалин, находящемся всего в 40 километрах к северу от Японии, информационный вебсайт Sakh.com провел опрос водителей. В результате обнаружилось, что из 800 опрошенных автовладельцев 93 процента пользуется машинами с правым рулем. По данным владивостокской таможни, в первой половине текущего года ежемесячный импорт подержанных японских иномарок увеличился на треть, достигнув показателя в 10300 автомобилей.
Российские производители автомобилей выступают за введение полного запрета на машины с правым рулем, обосновывая это доводами безопасности, а также необходимостью выпуска новых автомашин в России. Однако водители Владивостока в связи с этим основали новое региональное движение под названием 'Свобода выбора'.
19 мая автовладельцы всего Дальнего Востока выразили свой протест против запрета. Они включали фары, подавали звуковые сигналы, блокировали дорожное движение, размахивали японскими флагами и плакатами с надписями 'Нет налогам и запретам' и 'Наше дело правое, наш руль правый'.
Однако в связи с ростом доходов россиян японский консул на Сахалине Шигео Нацуи (Shigeo Natsui) говорит о том, что вскоре возросшая покупательная способность россиян позволит им приобретать новые японские автомашины.
'Зарплаты растут, - сказал он, - в некоторых семьях уже по два автомобиля. Вполне возможно, что здесь появится новый рынок'.
Одним из препятствий на пути дальнейшего увеличения объемов продаж является отсутствие дорог в этой самой большой в мире по территории стране.
В России 800000 километров дорог с покрытием, в то время как в США их протяженность составляет более 4 миллионов километров. Кроме того, по данным российского Федерального дорожного агентства, в этой стране примерно 30000 населенных пунктов с общим населением в 15 миллионов человек не имеют выхода на автомобильные магистрали.
Однако и эта ситуация благодаря нефтяным деньгам меняется. Бюджет дорожного агентства на 2005 год составляет 4,4 миллиарда долларов, в то время как в прошлом году эта цифра равнялась 3,3 миллиарда. В крупном проекте строительства автодороги Чита - Хабаровск, что в Восточной Сибири, заняты 30000 человек.
Первая всесезонная автомобильная дорога через Сибирь была открыта лишь в прошлом году. На церемонии открытия присутствовал президент Путин. Компания Hyundai летом организовала автопробег по этой дороге от Москвы до Владивостока на своих внедорожниках Terracan. Это стало еще одним признаком того, что автомобильные пристрастия россиян склоняются в пользу импорта.
В 2002 году в целях защиты российской автомобильной промышленности Москва ввела повышенные пошлины на подержанные иномарки возрастом более семи лет. Весной этого года правительство предложило распространить данный налог и на машины старше пяти лет.
Однако у российской автомобильной промышленности существуют серьезные проблемы с качеством производства, и она сохраняет свою конкурентоспособность лишь за счет низких цен. Новая 'Лада' продается примерно за 6000 долларов. Правительство поддерживает планы строительства иностранных сборочных производств, действуя в рамках стимулирования зарубежных инвестиций во все отрасли, а не только в нефтяную и газовую.
По словам аналитика автомобильного рынка Елены Сахновой из United Financial Group, российские производители не могут переложить тяжесть затрат по модернизации производства автомашин на плечи покупателей в связи с падением объемов продаж. Лишь в этом году 'Лада' впервые предложила модель с подушкой безопасности.
'Наши машины разваливаются на части, - говорит директор московского магазина Ольга Боганцева, стоя на площадке нового подмосковного салона Hyundai. - На них можно ездить год, а потом приходится выбрасывать'.