Три года назад Лариса и Павел Кептене из Молдовы были на заработках в Италии. Она собирала клубнику, он был водителем грузовика.
Сейчас г-жа Кептене - владелица салона-парикмахерской 'Мираж' в ее родном городе Страшень, а г-н Кептене собирается открыть рядом кафе. Пятидесяти тысяч долларов (41 500 евро), которые они накопили за время работы в Италии - за год работы Ларисы и три года работы Павла, было вполне достаточно, чтобы открыть свое дело в Молдове - самой бедной стране Европы.
'Сейчас дела идут хорошо, - говорит тридцатидевятилетняя Лариса Кептене, у которой в подчинении пять человек. - Но иногда хочется все бросить и опять уехать'.
Чета Кептене вернулась в Молдову в 2003 году, потому что их дочери заболели в Италии, а также потому, что после десяти лет упадка экономика Молдовы стала снова развиваться, открывая новые возможности для мелких предпринимателей.
За последние четыре года рост ВВП Молдовы составлял от 6,1 до 7,2 процентов в год, чему в равной степени способствовали иностранные и местные инвестиции.
Что касается вклада молдаван в экономику страны, особенно в развитие мелкого бизнеса в бедных городах вроде Страшеня, расположенного в центральной части Молдовы, то главную роль здесь играет слабый 'ручеек' мигрантов, возвращающихся с заработков за границей. Они открывают собственное дело и дают работу местным жителям, благодаря чему самые бедные слои общества могут почувствовать, что такое экономический подъем.
'За последние пять лет жизнь в городе изменилась к лучшему, - рассказывает Лариса Кептене. - Город изменился. Построили новые здания, супермаркет. Ремонтируют дороги'.
Это мнение подкрепляется опубликованным вчера отчетом Всемирного банка, который указывает на значительное снижение уровня бедности в странах Восточной Европы и Центральной Азии, ранее входивших в социалистический блок. Для многих в этом регионе с населением в 470 миллионов человек условия жизни остаются сложными, но число людей, находящихся за чертой бедности, т.е. живущих на 2,15 доллара в день, сократилось с 102 миллионов в 1998 году до 61 миллиона в 2003 году.
Всемирный банк указывает, что 'самым важным фактором, способствующим значительному снижению уровня бедности', является экономический подъем республик бывшего СССР, в том числе, преимущественно сельскохозяйственной Молдовы, расположенной между Румынией и Украиной.
Однако банк предупреждает, что дальнейшие перспективы быстрого снижения уровня бедности не очень радужные, т.к. экономический подъем последних нескольких лет является, в основном, разовым явлением, наступившим после экономического краха, который последовал за распадом Советского Союза.
Дальнейшие успехи в борьбе с бедностью зависят от уровня безработицы, который по-прежнему высок даже в самых развитых странах региона таких как, например, Польша. В своем отчете Всемирный банк рекомендует проводить политику, направленную на создание рабочих мест в более бедных удаленных от столицы городах и деревнях.
В Молдове необходимость создания рабочих мест ощущается особенно остро, т.к. значительная часть населения страны, которое составляет 4,5 миллиона человек, работает за границей - в Центральной и Западной Европе или в России. По оценкам правительства, от 500 до 600 тысяч человек покинули Молдову в поисках работы.
Трудовые мигранты составляют около десяти процентов всего населения страны и 20-30 процентов трудоспособного населения. Лариса Кептене говорит, что в ее городе, который находится в двадцати километрах от Кишинева, половина трудоспособного населения работает за рубежом, хотя многие из них находятся там не постоянно.
Правительство Молдовы с помощью западных организаций старается создать условия для возвращения мигрантов, чтобы защитить их от жестокой эксплуатации, с которой они могут столкнуться в других странах. Кроме того, правительство заинтересовано вернуть в страну квалифицированных работников с деньгами.
Генеральный директор Департамента миграции правительства Молдовы Ольга Поалелунжи говорит, что одна из самых сложных задач для нее заключается в том, чтобы убедить мигрантов в том, что ситуация в стране стабилизировалась, и органы власти стали работать более эффективно. 'Люди, например, боятся говорить, сколько они заработали за границей', - рассказывает Ольга Поалелунжи.
Лариса Кептене согласна: 'Люди не возвращаются, потому что легче работать за границей и зарабатывать деньги без лишней головной боли. Бюрократия все портит. У нас ушел целый год только на то, чтобы собрать все разрешения на проведение достройки квартиры'. Но Лариса надеется, что в будущем многое изменится. 'Я начала и должна продолжать работу. Через три года я планирую увеличить число работников до 12-15 человек, и буду платить им больше'.