Это был непоколебимый шотландец Джорд Робертсон (George Robertson), кто постоянно внушал европейцам: 'Потенциал, потенциал, потенциал!' В НАТО речь должна идти ни о чем ином, кроме как об обретении новых военных возможностей, отвечающих времени, проповедовал генеральный секретарь. Это был серьезный урок, извлеченный из войны на Балканах, когда европейцы были вынуждены, в том числе из-за недостаточного военного потенциала, призывать на помощь США - политическая решимость американцев имела под собой, как известно, иные основания. Кампания Робертсона по наращиванию вооружений и перевооружению, казалось, была апробированным средством положить конец кризису, связанному с идентификацией НАТО после завершения 'холодной войны'.
'Альянс находится в хорошей форме', - заявил Робертсон, уходя со своего поста в конце 2003 года. Его генералы, в то время - главнокомандующий войсками НАТО в Европе Джозеф Ралстон (Joseph Ralston) и немец Клаус Науман (Klaus Naumann), придерживаются иной точки зрения, которую они вынесли, проанализировав деятельность альянса. Просить больше денег на технику и вооружения у правительств - на языке руководителя это называется 'умным' применением имеющихся ресурсов - входит в служебные обязанности высокопоставленных военных, тем более, когда они на пенсии и могут безнаказанно указывать пальцем на недостатки. Но в своей критике оба генерала заходят еще дальше.
Объединение военных ресурсов, договоренности при разработке нового вооружения для последующего совместного использования, так гласит обвинение в адрес европейцев, до сих пор были неудачными из-за веры в суверенитет отдельных государств ЕС и их различной точки зрения на мировую политику.
В виду имелись, прежде всего, Великобритания, выступающая против централизованной закупки вооружений, и Франция, не придерживающаяся твердо курса на США. Так, кризис в НАТО становится отражением нынешнего кризиса в ЕС.