Джонатан Спенс (Jonathan Spence) - один из тех людей, которые больше всех знают о спящем гиганте. Именно поэтому он испытывает по отношению к Китаю не страх, а уважение, о чем постоянно повторяет в разговорах с представителями американской Администрации, которые обращаются к нему за советом. Спенс читает в Йельском университете лекции по современной истории Китая и делает это с легкостью сампана, движимого вперед течением Янцзы.
- Похоже, нам всем надо срочно записываться на курсы мандаринского диалекта?
- Французский и немецкий в Йеле учат около тридцати студентов, в то время как китайский - порядка 70. Делайте выводы сами.
- Значит, культурное нашествие китайцев неизбежно?
- Я бы сказал скорее, что сегодня необходимо осознавать перемены в глобальных центрах силы.
- Нам следует бояться того, что великан проснется?
- Слово 'бояться' не подходит. Надо быть осознанно подготовленными. В Китае есть множество факторов, делающих его потенциально мощной страной, но также и огромные проблемы.
- То есть, это все надолго?
- На несколько лет. Существует большая разница между нашим восприятием Китая, и тем, что он представляет собой в действительности. Мы на Западе обращаем внимание на военные аспекты, практику обязательных абортов, ядерное оружие, атомные подложки. . .
- А на что нужно обращать внимание?
- На колоссальный масштаб бедности в этой стране. В Китае больше 100 миллионов внутренних мигрантов. Чтобы преобразование состоялось, необходимо перестроить города, линии метро, дороги. . . Однако экономический рост приведет к политической свободе. В результате банковской реформы Китай сможет стать одним из основных участников международного финансового сообщества.
- Возможно, проблема именно в этом?
- Нет. Экономическое процветание повысит образовательный уровень, и Китай будет заинтересован в поддержании мира на своих границах.
- Сможет ли мировое сообщество покрыть потребности мощного Китая?
- С этим придется смириться. Существенная часть европейского и американского экспорта зависит от растущего благосостояния китайского населения. Единственный способ выровнять торговый баланс, благоприятный для Китая, это конкурировать в области экономики хорошими продуктами по хорошей цене.
- Чему нам следует поучиться у китайцев?
- Китайское умение выживать и адаптироваться к обстоятельствам вызывает восхищение. Если мы посмотрим на историю Китая между 1810 и 1970 годами, это череда неописуемых страданий. Хотя нам и довелось пережить кошмар фашизма и самые темные стороны коммунизма, Китай выстрадал и то и другое, плюс самый худший из видов иностранного империализма в результате японского вторжения. И все же он выжил.
- А что стоит перенять китайцам от Запада?
- Они проявляют не слишком большой интерес к политическому плюрализму, предпочитая концентрировать усилия на экономическом процветании. Я думаю, что финансовый успех Китая будет зависеть от создания системы правовой защиты в том, что касается контрактов с другими странами. А это обязательно приведет их к плюрализму.
- Сумеют ли они переварить столь быстрый рост?
- Преимущество Китая в том, что он досконально изучил западный капитализм и крушение Советского Союза. На мой взгляд, у Китая слишком жесткие границы с Кореей, Японией, Вьетнамом, Бирмой, Индией и, как это ни странно, Россией, с которой у него были хорошие отношения в семнадцатом веке. С другой стороны, Китай, похоже, не заинтересован в возврате Монголии и Тайваня.
- А как у них обстоят дела с нефтью?
- Есть несколько месторождений, которые эксплуатировались во времена Мао. Думаю, что покупка Китаем американской компании Unocal была неверно понята. Основные запасы нефти находятся в Юго-Восточной Азии. И это нормально, что добыча нефти и природного газа осуществляется в Китайском море. Да, у них будут из-за этого проблемы с Японией и Тайванем, но не с США. Китай вправе сам решать, когда и во что вкладывать средства.
- Какой-либо совет для тех, кто планирует инвестировать в китайскую экономику?
- Пусть прочтут 'Миллиард потребителей' Джеймса МакГрегора (One billion customers, James McGregor). Этот автор, ведущий постоянную колонку в 'The Wall Street Journal', прожил в Китае тридцать лет.
- А подсказка для тех, кто не читает по-английски?
- Он там, в частности, пишет: 'Не считайте себя умнее китайского правительства и не верьте каждому китайскому предпринимателю, уверяющему, что в состоянии обойти китайское правительство'. Не стоит верить обещаниям высокого дохода при небольших капиталовложениях, предупреждает МакГрегор. Он приводит забавный афоризм: 'Если твой босс объявил, что собирается инвестировать в Китае и сделать на этом состояние, поищи себе другую работу'.
- Да уж, прямой удар в челюсть. . .
- Единственный способ добиться успеха - это самым пристальным образом изучить рыночные условия для определенного продукта. И, по возможности, на китайском языке.
Джонатан Спенс, родившийся в 1936 году в английском графстве Сюррей, преподает в Йельском университете, и приехал в столицу Каталонии на открытие учебного года в Автономном университете Барселоны.
__________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
'Сценарий Роберта Каплана': война Соединенных Штатов против Китая ("La Jornada", Мексика)
Для того чтобы Россия осталась единой, должен рухнуть Китай ("Taipei Times", Тайвань)
Китай делает ход конем ("The Washington Post", США)
Как нам относиться к взлету Китая ("The Atlantic Monthly", США)
Восток есть Восток - и это пора понять ("The Guardian", Великобритания)
Это экономика, дурачки! ("La Vanguardia", Испания)
Восточно-азиатские гиганты выходят из-под контроля ("The International Herald Tribune", США)
Иллюзия 'управляемого' Китая ("The Washington Post", США)
Русский медведь или китайский дракон? ("Christian Science Monitor", США)
Опасные игры Китая ("The Wall Street Journal", США)