Нальчик, Россия. 13 октября 2005 года. По свидетельствам официальных лиц и очевидцев, в четверг повстанцы в ходе скоординированного дневного налета атаковали в этом городе на юге России не менее девяти зданий милиции и служб безопасности, распространив тем самым войну против России еще дальше от ее эпицентра в мятежной республике Чечня.
Российские официальные лица сообщили, что убито не менее 85 человек, большинство из которых - повстанцы.
Одна группа людей в масках взяла штурмом здание райотдела милиции, захватила заложников, в том числе сотрудников милиции, и удерживала их вплоть до ночи. Власти сказали, что вступили с повстанцами в переговоры об освобождении заложников. Нападениям подверглись также два оружейных магазина.
Российские официальные лица предупредили, что военная операция в городе продолжается, и что число погибших может увеличиться. Согласно первоначальным подсчетам, среди погибших были 12 сотрудников милиции и 12 гражданских лиц.
Были также признаки подготовки российских сил к прочесыванию местности, где, как они подозревают, находятся боевики. Один высокопоставленный правительственный чиновник объявил, что президент Владимир Путин отдал местным властям распоряжение блокировать все въезды и выезды из Нальчика и уничтожать любых повстанцев, которые окажут сопротивление. Местная радиостанция обратилась к жителям с призывом оставаться дома.
"Президент приказал нам не выпускать ни одного боевика из Нальчика и уничтожать любого человека с оружием, который попытается оказать сопротивление при задержании, - сказал первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин. - Приказ президента будет выполнен".
Российские войска с бронетехникой организовали контрольно-пропускные пункты. Город, который во второй половине дня почти полностью находился под контролем законных властей, к ночи в основном погрузился в тишину.
Нападения в Кавказском регионе России произошли в городе, который до сегодняшнего дня не подвергался самому жестокому насилию, охватившему юго-западные районы России с тех пор, как в 1994 году началась война в соседней Чечне; эти нападения вызвали новые сомнения относительно заверений Кремля, что данный регион стабилизирован и возвращается под его контроль.
Насилие в этом году вновь вспыхнуло в Дагестане, где повстанцы почти регулярно убивают сотрудников милиции и военнослужащих; в прошлом году повстанцы и террористы провели крупные операции в соседних республиках Ингушетия и Северная Осетия, где в ходе захвата школы в Беслане погиб 331 человек.
На веб-сайте, который нередко публикует послания чеченского террориста Шамиля Басаева, спланировавшего захват школы в Беслане, появилось сообщение о том, что нападавшие (в Нальчике) были исламскими бойцами, которые объединились с чеченскими сепаратистами. Там говорилось, что в рядах нападавших были члены местных ячеек, а также бойцы из других мест, прибывшие в эту республику для участия в данном сражении.
Новые нападения всколыхнули весь регион. Президент поставленного в Чечне Кремлем правительства объявил, что местные силы приведены в полную боевую готовность; об этом же сообщили лидеры Ингушетии. Рамзан Кадыров, лидер полувоенных сил, созданных из бывших чеченских повстанцев, который публично, по крайней мере, лоялен Москве, предложил послать своих бойцов на помощь Нальчику.
Сам Нальчик, город с населением около 275000 человек, являющийся столицей входящей в состав Российской Федерации автономной республики Кабардино-Балкария, был переполнен прибывшими подкреплениями, в том числе бойцами СПЕЦНАЗ'а российской армии. Поздно вечером в четверг на дорогах к северу от Нальчика можно было видеть двигавшиеся в сторону города колонны грузовиков с солдатами и бронетранспортеров.
Совершенные в четверг нападения имели также сходство с налетом в июне 2004 года на соседнюю Ингушетию, когда сотни повстанцев под командованием г-на Басаева одновременно напали на здания и казармы милиции и служб безопасности. Тогда было убито почти 100 человек и захвачены сотни единиц оружия, прежде чем г-н Басаев и его боевики ускользнули.
Кабардино-Балкария, небольшая и в основном мусульманская республика с застойной экономикой и населением около 800000 человек, в последние годы дестабилизирована тем, что власти называют возрастающим присутствием исламских повстанцев и террористов, которые до этого уже несколько раз вступали в мелкие стычки с властями.
Ее давнишнего президента, которого в последнее время критиковали за коррупцию и милицейские репрессии, всего 2 недели назад заменили на московского бизнесмена и сторонника Кремля Арсена Канокова.
Сорокавосьмилетний г-н Каноков является этническим кабардинцем; он прибыл в республику в момент, когда повстанцы стали набирать силу. В конце прошлого года одну исламскую группировку, "Ярмук", обвинили в том, что ее члены захватили здание Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, убили четырех его сотрудников и взяли много оружия и боеприпасов. Ранее на этой неделе милиция объявила, что здесь, в Нальчике, обнаружена крупная лаборатория по изготовлению бомб для террористов.
Марина Кязова, представитель по связям с общественностью министра внутренних дел республики, сказала, что насилия в четверг начались, когда сотрудники правоохранительных органов в 3 часа утра нагрянули в один жилой дом в Белой Речке, районе на окраине города, и блокировали там нескольких людей, которых они подозревали в принадлежности к исламским террористам.
Эти люди, которых власти подозревали в причастности к недавно обнаруженной лаборатории по изготовлению бомб для террористов, оказали ожесточенное вооруженное сопротивление, сказала она. А в 9 часов утра, пока еще продолжалась перестрелка в Белой Речке, милиция поняла, что на нее нападают по всему городу, сказала она.
Повстанцы атаковали здания трех райотделов милиции, сказала она, а также здание республиканского Министерства внутренних дел (МВД), казармы специального отряда милиции по борьбе с уличными беспорядками, здание патрульно-постовой службы милиции, контртеррористический центр, здание Управления исполнения наказаний МВД и здание, используемое Федеральной службой безопасности (ФСБ) РФ, одной из российских наследниц Комитета государственной безопасности СССР.
Одновременно нападениям подверглись также два оружейных магазина, где повстанцы намеревались разжиться оружием.
Люан Ганзхафов, 26-летний юрист, который живет над оружейным магазином "Арсенал" на улице Кирова, сказал, что видел, как в 9 часов утра к магазину на автомобиле и тракторе подъехали семеро людей в масках, с автоматами Калашникова. Они взяли магазин под наружную охрану, привязали к оконным решеткам веревки и с помощью трактора вырвали решетки.
После этого люди в масках влезли в магазин через окно, чтобы захватить оружие. В этот момент к магазину прибыли двое милиционеров. Началась перестрелка. Один милиционер был убит, сказал он, но прежде были убиты также трое повстанцев, а остальные четверо убежали. На автостоянке были лужи крови, валялись две черные маски.
Люди в масках, говорившие по-русски, казалось, не интересовались мирными жителями, которые останавливались, чтобы на них поглазеть, или же проезжали мимо, сказал г-н Ганзхафов. Они просто предупреждали людей, чтобы те держались в сторонке. "Я высунулся с балкона и увидел, как один из них погрозил мне пальцем", - сказал он.
Но вблизи правительственных зданий повстанцы завязали бой. ФСБ сообщила, что нападение на ее здание было отбито, хотя один сотрудник был убит.
Большинство нападений на другие объекты также было отбито, сказала г-жа Кязова, но райотдел милиции ?3 был захвачен, и в нем остаются не менее семи повстанцев с взятыми ими заложниками.
Г-жа Кязова сообщила, что министерство подтверждает, что там имеются заложники, потому что с некоторыми из них были разговоры по телефону. Территория вокруг здания к вечеру была окружена милицией.
Министерство внутренних дел отказалось сообщить, сколько именно заложников находятся в захваченном повстанцами здании, и каково их состояние. Один официальный представитель на условиях анонимности, так как ему было запрещено публично высказываться относительно продолжающейся операции, сообщил, что в числе заложников есть сотрудники милиции.
После того как власти восстановили контроль над городом, первоначальные подсчеты показали, что убиты 61 повстанец, 12 сотрудников правоохранительных органов и 12 гражданских лиц, сказала г-жа Кязова. Значительно больше гражданских лиц и сотрудников правоохранительных органов ранено, сказала она.
Не было ясности в вопросе, сколько именно повстанцев напали на город. Некоторые официальные лица заявили, что их было до 300 человек. Однако г-жа Кязова сказала, что, по оценкам МВД, нападавших было 80-100 человек.
Она сказала, что некоторые из нападавших были местными жителями, но "были также и люди из других мест". Она не пожелала сообщить подробности. Она сказала также, что примерно половина повстанцев была в гражданской одежде, а остальные - в камуфляже.
Заместитель пресс-секретаря ФСБ Николай Захаров в телефонном интервью сообщил, что еще слишком рано судить о количестве нападавших или о том, кто они такие. Появлялись сообщения, что была захвачена одна, по меньшей мере, школа, однако эти сообщения были опровергнуты на прочеченском веб-сайте www.kavkazcenter.com, а также и в заявлении Дмитрия Козака, посланника Кремля в регионе.
Точно так же, как заявило Министерство внутренних дел, не подтвердились прежние сообщения о нападении на аэропорт; но, как заявили два сотрудника МВД, силы безопасности аэропорта оказали содействие милиции в боестолкновении с повстанцами неподалеку от аэропорта.