Чечня, Ингушетия, 16 октября 2005 года. Дагестан, Северная Осетия и вот теперь Кабардино-Балкария. Вновь одна из республик Северокавказского региона России - места, прежде почти не известные на Западе - стала сценой мучительного террористического насилия. Следуя схеме, ставшей для этого региона привычной, воинствующие исламисты в четверг напали на группу объектов в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, в числе которых были три отдела милиции, городской аэропорт и региональные штабы Министерства внутренних дел РФ. Было убито более 100 человек, а прежде мирный город был превращен в военную зону, и российским войскам пришлось блокировать его по периметру.
Точно так же, как и ужасное нападение на школу в Беслане, Северная Осетия, в прошлом году, этот инцидент доказывает, что "стабильность", которую российское правительство, как оно утверждает, обеспечило на Кавказе, в действительности является миражом. Повстанцы, как представляется, становятся более организованными, более многочисленными и более кровожадными. Их цели, прежде ограничивавшиеся независимостью для Чечни, очевидно, расширились и стали включать дестабилизацию всего региона. Местные руководители - мини-правители, поддерживаемые Кремлем - расправляются со всеми формами несогласия, религиозного и политического, увеличивая тем самым вербовочную базу террористических группировок. Поскольку более умеренные лидеры чеченских сепаратистов либо находятся в изгнании, либо мертвы, не существует очевидного политического решения для того, что, вопреки попыткам России утверждать обратное, является настоящим кризисом в регионе.
В последние несколько лет мировое сообщество большей частью сторонилось Северного Кавказа на том основании, что волнения в данном регионе являются внутренним делом России. А россияне, тем временем, все еще привередничают в отношении того, кого они готовы признать "настоящим" политическим лидером, и манипулируют местными элитами, чтобы обеспечить нахождение во власти своих друзей. Не может быть переговоров с террористами, подобными тем, что напали на Нальчик.
Однако, в конечном счете, никакой реальный мир не будет возможным без участия всех этнических, политических и религиозных групп, желательно под контролем нейтральной внешней стороны. Если Соединенные Штаты для этой роли не годятся, тогда американской администрации следует поощрить других взять себе эту задачу. Правда или нет, что чеченские повстанцы поддерживают связи с "Аль-Каидой", как утверждают россияне, вполне очевидно, что они способны нанести более значимый ущерб: хорошо финансируемая, хорошо организованная террористическая группировка с четко определенными целями едва ли будет оставаться вечно привязанной к своей территории. Каким бы малоизвестным ни было ее название, Кабардино-Балкария не так далеко от Турции, от Ирана или даже от Европы, как себе представляет большинство европейцев.