Рыночники из правительства обрушились с критикой на Кремль за попытки установить контроль над машиностроением и банками.
МОСКВА - Тенденция на укрепление контроля Кремля над стратегически важной нефтегазовой промышленностью начинает распространяться и на другие отрасли, что вызвало неожиданную публичную критику со стороны рыночной фракции правительства за, по их выражению, 'неандертальское' вмешательство государства в экономику.
Тем временем Россия все дальше отклоняется от избранного рыночного курса, благодаря которому экономический рост в годы первого президентского срока Владимира Путина был так велик, и переходит к модели с более сильным влиянием государства, причем переход осуществляется по образцу проведенной в декабре прошлого года национализации большей части ОАО "ЮКОС", крупнейшей нефтяной компании страны.
По словам экономистов, государственное вмешательство в экономику стало одним из факторов замедления экономического роста на фоне рекордно высоких цен на главные статьи российского экспорта - нефть и газ. Повышение государственных расходов не дает снизить инфляцию. В топливно-энергетическом комплексе из-за усиления государственного контроля также замедлился рост объемов добычи, при том, что Россия - второй в мире экспортер нефти, а рост добычи в прошлые годы обеспечивался тем, что частные компании наиболее широко использовали новейшие технологии.
В последние несколько недель государственные энергетические монополии начали приобретать пакеты акций крупнейших машиностроительных предприятий страны, что сразу поставило их в преимущественное положение в секторе, где уже давно господствует частный капитал. По словам чиновников, эти активы могут быть консолидированы с созданием некоей мегакорпорации, способной задавать тон во всей машиностроительной отрасли.
Подобная же стратегия реализуется и в авиапромышленности. 'Стратегической' компанией объявлено ОАО 'КамАЗ', производитель тяжелых грузовиков, что не дает возможности приватизировать завод. Аналитики уже спорят о том, какой сектор следующий.
За этим подходом, вероятнее всего, стоит твердая уверенность чиновников президентской администрации в том, что стратегические активы должны находиться именно в государственных - а не в частных и не в иностранных - руках. По этой теории, государственная собственность в отраслях, которым государство раньше вообще не занималось, поможет России диверсифицировать экономику и избавиться от зависимости от нефти и газа.
- Точка зрения, что государство должно расширять свое присутствие в экономике и взять под опеку какие-то отрасли, является неандертальской, - заявил министр экономики Герман Греф в сентябре. - Неандертальцы вымерли, и такая идеология тоже должна умереть.
Это заявление было опубликовано после того, как государственный газовый монополист ОАО 'Газпром' объявил о планах приобретения за 13 миллиардов долларов пятую по объемам добычи российскую нефтяную компанию ОАО 'Сибнефть'.
Усиление вмешательства в экономику происходит на фоне повышения государственных расходов - перед выборным сезоном, который наступит в 2007-2008 году, власти решили раскошелиться. При этом движение в сторону более жесткого госконтроля еще не перешло в полный отказ от рыночного курса 90-х годов, когда в России была запущена самая амбициозная в истории страны программа приватизации.
Одновременно с усилением контроля в одних отраслях государство продолжает продажу своих активов. Согласно заявлениям чиновников, уже в следующем году будет продана государственная телекоммуникационная монополия, а в ответ на агрессивное расширение государственных компаний ОАО 'Газпром' и ОАО 'Роснефть' Кремль обещает допустить инвесторов к владению миноритарными пакетами в обоих предприятиях. Тем не менее, из отраслей, признанных стратегическими, иностранцев продолжают выдавливать. В апреле власти заблокировали предложение германского машиностроительного гиганта Siemens AG о покупке производителя турбин ОАО 'Силовые машины', объяснив это соображениями национальной безопасности.
Объем государственной собственности в машиностроении продолжает расти. Один из пакетов 'Силовых Машин' государственная энергетическая монополия РАО ЕЭС выкупает у промышленного холдинга 'Интеррос', принадлежащего миллиардеру Владимиру Потанину. 'Газпром' тем временем проводит переговоры по приобретению ОАО 'ОМЗ', производящего атомные электростанции и оборудование для добычи полезных ископаемых.
То же самое происходит в банковском секторе и аэрокосмической индустрии. В результате небольшого банковского кризиса, случившегося в прошлом году, государственный 'Внешторгбанк' приобрел 'Гута Банк', по которому кризис ударил довольно сильно, и стал одним из крупнейших игроков на российском рынке финансовых услуг. Сейчас 'Внешторгбанк' собирается также приобретать иностранные дочерние банки, принадлежащие Центральному банку России. А ОАО 'Иркут', частного производителя самолетов-истребителей, планируют влить в состав крупного государственного консорциума 'Объединенная авиастроительная корпорация', чтобы дать толчок разрозненной авиапромышленности России.
Аналитики разделились во мнениях - одним кажется, что правительство действует по модели тех азиатских стран, в которых тесное сотрудничество между властью и бизнесом способствовало росту объемов обрабатывающей промышленности; другие уверены, что новая тенденция имеет больше отношения к политике, чем к экономике.