Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чеченская война расширяет свои границы

Кровавое столкновение отражает горькую смесь недовольства и исламского экстремизма, бурлящую на Кавказе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Они пришли рано утром. Более сотни, возможно, даже до пятисот вооруженных людей напали на тихий российский город Нальчик, расположенный у подножья самой высокой горы в Европе. Кровавый бой, длившийся около полутора суток, стал причиной смертей десятков человек, и поверг в прах политику Кремля в этом беспокойном регионе. Еще одна из бедных нестабильных республик Северного Кавказа стала объектам ужасного насилия и шокирующей жестокости, и снова это было делом рук исламских боевиков.

Они пришли рано утром. Более сотни, возможно, даже до пятисот вооруженных людей напали на тихий российский город Нальчик, расположенный у подножья самой высокой горы в Европе. Кровавый бой, длившийся около полутора суток, стал причиной смертей десятков человек, и поверг в прах политику Кремля в этом беспокойном регионе. Еще одна из бедных нестабильных республик Северного Кавказа стала объектом ужасного насилия и шокирующей жестокости, и снова это было делом рук исламских боевиков. "Их количество растет, - говорит Александр Малашенко из Московского центра Карнеги. - Они могут ударить в любом месте".

Чеченская война расширяет свои границы. До недавнего времени расположенная по соседству Кабардино-Балкария казалась исключением из царящей в регионе неспокойной обстановки. В ее столице, Нальчике, останавливаются туристы, собирающиеся взойти на гору Эльбрус, чья высота составляет 5642 метра; местные жители практически не сталкивались с терроризмом. Однако на прошлой неделе боевики совершили свое нападение. Их мишенями были правительственные учреждения - штабы служб безопасности, милицейские участки, министерство внутренних дел и аэропорт. Бой практически парализовали город, так как президент Владимир Путин приказал уничтожать всех, кто будет оказывать сопротивление аресту или попытается скрыться от приближающихся российских войск.

Большую часть четверга город был зоной боевых действий. Пассажиры общественного транспорта попадали под ведущийся в центре города огонь. Боевики захватили трактор, чтобы проникнуть в ружейный магазин, имевший подходящее название "Арсенал". Из офисных зданий шел дым, а милиционеры сидели на корточках, укрываясь от летящих пуль. К полудню пятницы, по официальным данным, погибли 92 участвовавших в нападении боевика, 12 мирных жителей и 24 представителя правоохранительных органов.

Путин похвалил российские войска за победу над повстанцами, не замедлив показать, что ситуация находится у него под контролем. Однако даже в данном случае имела место критика. "Тот факт, что более сотни мятежников собрались и напали на город средь бела дня, является просчетом разведки", - говорит Саймон Сараджян, руководитель исследовательских работ московского Центра изучения проблем евразийской безопасности. Он добавил, что быстрый ответ сил безопасности был обнадеживающим сигналом, однако отметил, что этого недостаточно. "Нам также нужна система предупреждения и воспрепятствования", - чтобы подобные события больше не происходили.

Это выглядит практически неизбежным. Одна за одной, северокавказские республики подвергаются насилию, распространяемому исламскими экстремистами. События прошлой недели произошли практически через год после захвата чеченскими боевиками бесланской школы в соседней Северное Осетии, закончившегося смертью 331 заложника. В находящемся неподалеку Дагестане, пестрой республике с жителями десятков национальностей и растущей напряженностью между кланами, стрельба ведется почти каждый день. Нападение на Нальчик больше всего похоже на нападение на столицу Ингушетии Назрань в июне прошлого года, когда более сотни мятежников, возглавляемых лидером чеченских боевиков Шамилем Басаевым, организовавшим и нападение на Беслан, вошли в город и убили около 70 представителей правоохранительных органов.

В этот раз боевики, судя по всему, старались не убивать мирное население, в отличие от событий в Беслане. По некоторым рассказам, террористы говорили прохожим уходить с их дороги и заявляли о том, что они хотят убивать только милиционеров. Пока остается неясным, кто организовал нападение. По словам очевидцев, среди нападавших были чеченцы и арабы, у многих были длинные бороды, что является отличительной чертой исламских джихадистов. Однако большинство из них были кабардинцами. Один из сайтов чеченских боевиков заявил, что нападение является делом рук организации "Ярмук" - местного отделения региональной сети боевиков, известной как "Кавказский фронт". В любом случае операция является первым крупным маневром нового лидера чеченских боевиков Абдул-Халима Сайдуллаева, который пообещал распространить войну по региону и создать исламский халифат.

Несомненно, Москва неправильно действовала во взрывоопасной ситуации. Поглощенный бедностью и этническими противоречиями, Северный Кавказ уже долгое время является плодородной почвой для религиозного экстремизма. Однако жесткие действия властей и коррупция лишь усугубляют проблемы. Кабардино-Балкария представляет собой яркий пример. Республика поражена бедностью и этнически расколота, находящиеся в меньшинстве балкарцы пополняют ряды боевиков. Балкарцы, являющиеся мусульманами, были депортированы в 1943 году, так как советская власть опасалась, что они могут восстать и перейти на сторону нацистов. Когда они вернулись, то оказались в меньшинстве среди кабардинцев, тоже преимущественно мусульман, и приехавших в регион русских. Во время правления назначенного Москвой жесткого автократа, настроенного подавить всю религиозную и политическую оппозицию, напряженность в отношениях между народами держалась под контролем. В 2004 году большинство мечетей в республике были закрыты, кроме тех, в которых службу вели священники, пользующиеся доверием государства - и даже в этих случаях молитвы читались на русском языке. Сотни исламских активистов были арестованы, зачастую по обвинениям в терроризме. Тем временем рядовые мусульмане в Нальчике и других городах жалуются на притеснения российских властей, будь то женщины, носящие традиционный хиджаб или студенты, изучающие арабский язык или Коран.

Пока не ясно, сколько недовольных местных активистов участвовали в нападении, и участвовали ли вообще. Власти обвинили мусульманского священника Муссу Мукожева, самопровозглашенного эмира мусульман Кабардино-Балкарии и основателя подпольного исламского джаамата, находящегся сейчас в бегах. Однако Мукожев считается всеми умеренным мусульманином. "Мы не дураки. Мы не хотим, чтобы чеченская война пришла в наши дома", - сказал он в прошлом году нашему журналу. Но даже в этом случае, объяснил он, становится все труднее и труднее сдерживать экстремистов, нацеленных на джихад против русских, которых они считают своими угнетателями. Как сказал Ахмед Ярлыкапов из Российской академии наук, эти радикалы объединились в джаамат "Ярмук", который осуществил рад нападений на милицию и другие символы государственной власти в Нальчике в 2004 году.

Несмотря на события прошлой недели, эксперты считают, что радикализации Кабардино-Балкарии и других республик еще можно избежать, если предоставить им некоторую автономию. "Путин должен обратить внимание на корни экстремизма, - говорит Сараджян. - Это, в первую очередь, недовольство подавлением политических и религиозных свобод". Если он этого не сделает, то нападение на Нальчик не будет последним.