Минск, Белоруссия. 14 октября 2005 года. В один из недавних вечеров в слабо освещенной трехкомнатной квартире собрались 10 человек, чтобы спланировать смещение автократического президента этой страны Александра Лукашенко.
У них было мало денег, не было никаких лозунгов, никаких песен, никакого цвета вроде оранжевого, вокруг которого объединились тысячи людей во время народного восстания на Украине в прошлом году.
Что у них есть, так это надежда, надо признать, слабая, на то, что волна демократии, которая за последние 2 года прокатилась по Украине и другим бывшим советским республикам, быть может, докатится и сюда.
"Лукашенко исчерпал возможности укрепления своей власти", - сказал Александр Милинкевич, физик, возглавляющий невероятную коалицию политиков и лидеров организаций гражданского общества, которая пытается бросить еще более невероятный вызов на президентских выборах в следующем году.
"Иногда он думает, что, если он чуточку повысит заработную плату, люди снова его полюбят, но не все измеряется хлебом и салом, - сказал он, имея в виду, что в этой части планеты сало считается деликатесом. - Есть такое понятие как человеческое достоинство".
Мало кто здесь или за рубежом верит в то, что оказавшаяся в трудном положении белорусская оппозиция сможет одержать победу на выборах, которые ожидаются до июля будущего года. Но при поддержке Америки и Европы усилия оппозиции выливаются в новый виток борьбы за демократию на территории, которая когда-то была частью Советского Союза. Эта борьба, скорее всего, создаст напряженность в отношениях не только с правительством Лукашенко, но также и с российским президентом Владимиром Путиным, который выступает против попыток Запада демократизировать бывшие советские республики.
"В Белоруссии будет найден путь к демократии", - заявила государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в апреле с.г., после встречи с оппонентами г-на Лукашенко в соседней Литве, назвав его правительство "последней диктатурой в центре Европы".
Трудно переоценить, насколько тяжелым окажется этот путь.
Г-н Лукашенко, впервые избранный президентом Белоруссии в 1994 году как реформатор и борец с коррупцией, правит этой страной с населением 10 млн. человек с все возрастающим авторитаризмом, ослабляя другие ветви власти и удушая независимые средства массовой информации (СМИ) и бизнесы. Он имеет возможность вновь выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, потому что прошлогодний референдум отменил конституционные ограничения для его дальнейшего пребывания на этом посту - большинство осудило этот референдум как нелегитимный.
Когда в то время народ собрался на Октябрьской площади в Минске, чтобы выразить свой протест против референдума, сотрудники специального подразделения милиции по борьбе с уличными беспорядками быстро разогнали толпу, избив и арестовав десятки людей. С тех пор милиция делает это неоднократно при всех публичных манифестациях недовольства.
"Белорусские власти в особенности стараются предотвращать превращение мелких акций протеста в крупномасштабные выступления", - заявил один работающий здесь высокопоставленный дипломат на условиях анонимности по причине дипломатического протокола. - Они не собираются разрешить людям ставить палатки на Октябрьской площади".
Как и в месяцы, предшествовавшие предыдущим выборам, правительство г-на Лукашенко наращивает свои усилия с целью подавления любых оппозиционных голосов.
Бывший студент Никита Сасим, когда его спросили о его аресте, ответил: "Какой из арестов?" В прошлом году его, как и десятки других, исключили из университета и посадили на 10 дней за решетку после того, как он вступил в подпольное молодежное движение "Зубр". В прошлом месяце его избили на несанкционированном митинге. Седьмого октября он был арестован за распространение антилукашенковских листовок и провел выходные дни в застенках тайной полиции, которая, как и в советские времена, называется Комитетом государственной безопасности (КГБ).
"Давление со стороны властей, - сказал он, - становится все сильнее".
Г-н Лукашенко закрыл независимые организации, вынудив всех проходить регистрацию в правительственном органе, а затем отказав в разрешении тем из них, кого власти считают нелояльными. Этим летом силы безопасности совершили налет на Союз поляков, группировку, которая представляет польское этническое меньшинство, что вызвало полемику с Польшей.
По указу президента всех государственных служащих - в стране, где государство контролирует 80% экономики - обязали работать по контрактам на 1 год, которые, как утверждают диссиденты, используются для принуждения к лояльности.
В прошлом месяце государственная монополия по распространению печати издала распоряжение, чтобы все газетные киоски прекратили продажу последней независимой ежедневной газеты "Народная Воля". Это распоряжение, осужденное Европейским союзом (ЕС) как атака на свободу прессы, поставило под сомнение ее выживание.
"Они пытаются разделаться со СМИ, чтобы избиратели получали информацию только из одного источника", - сказал редактор "Народной Воли" Иосиф Середич.
Лидер оппозиции г-н Милинкевич сказал, что прошлогодние события на Украине, когда тысячи людей вышли на улицы, чтобы протестовать против сфальсифицированных выборов президента, вдохновили многих белорусов. Но он отметил, что в его стране нет некоторых важных ингредиентов Оранжевой революции.
"У них там было телевидение, радио, газеты, - сказал он. - У них были олигархи, которые их поддержали. Наши богатые бизнесмены, которые нас поддерживают, либо сидят в тюрьме, либо находятся за рубежом".
Противники г-на Лукашенко не имеют поддержки за рубежом. Соединенные Штаты обещали 5 млн. долл. на развитие демократии в Белоруссии, но они не уточнили, как будут потрачены эти деньги. ЕС платит немецкой радиостанции "Deutsche Welle" за ведение передач на эту страну, но это вызывает обвинения со стороны Белоруссии и России в использовании тактики "холодной войны".
"Запад не жалеет никаких расходов, - сказал Лукашенко ранее в этом году. - Меньше всего нам нужно народное восстание вроде того, что произошло на Украине".
Однако имеются признаки, что давление извне - и продолжающаяся изоляция г-на Лукашенко и нескольких других официальных лиц, которым запрещено посещать Европу - возможно, оказывают некоторый эффект.
Г-н Лукашенко в прошлом месяце согласился на встречу 800 представителей оппозиции в культурном центре Минска. После встреч 1 и 2 октября делегаты всех концов политического спектра, от коммунистов до либералов, избрали г-на Милинкевича кандидатом в президенты от объединенной оппозиции.
Г-н Милинкевич, профессор и телекомментатор, когда-то был заместителем мэра Гродно, а после возглавлял независимую организацию, которую правительство г-на Лукашенко в 2001 году запретило.
Белорусы, сказал он, готовы к смене руководства, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения. Главное - преодолеть страх людей перед открытым противодействием государству г-на Лукашенко.
"Мы выступаем только за мирные выборы, - сказал г-н Милинкевич, которого арестовывали и штрафовали, но который не имеет опыта руководства уличными протестами. - Мы не хотим крови. И если нам придется выйти на улицы, чтобы защищать наш выбор, тогда мы выйдем, но без камней или пистолетов".
Он добавил, что правительство г-на Лукашенко, несмотря на все его попытки контроля, продолжает терять поддержку народа, и сегодня народ на его стороне.
"Если 100000 людей выйдут на улицы, я не думаю, что правительство удержится, - сказал он. - Один генерал на нелегальном митинге в Минске сказал, что, если вы будете выводить на улицы Минска по 2000 человек, то мы будем и дальше вас бить, как били раньше. Но, если мы увидим, что на улицы вышли 100000 человек, тогда мы к вам присоединимся".