Давняя борьба между Россией и США за влияние в Центральной Азии в последнее время ознаменовалась новыми раундами. Госсекретарь США Кондолизза Райс во время недавнего турне по региону воздерживалась от острых высказываний о состоянии демократии в посещаемых ею странах и уверяла, что Вашингтону не нужны новые военные базы в регионе. Наиболее очевидным успехом 'железной леди' стало решение о том, что американская база останется в Кыргызстане до конца афганской операции. (Несмотря на то, что ранее на саммите Шанхайской организации сотрудничества, в которую входит и Бишкек, от США потребовали определиться со сроками своего присутствия в Центральной Азии.) Явным приобретением России накануне турне Райс стало заявление Узбекистана о желании вступить в ЕврАзЭС.
Окончательно рассорившись с Западом после подавления выступлений в Андижане и выставив из Ханабада американскую базу, узбекский президент Каримов нашел поддержку у Китая и, в особенности, России. Со свойственной ему прямотой прокомментировал стремление Ташкента войти в 'семью' ЕврАзЭС президент Беларуси Александр Лукашенко: 'Узбекистан, наверное, в силу последних событий протрезвел. . . Это пример другим государствам, что не надо бежать туда, где нас не ждут'.
Кстати, накануне турне Кондолиззы Райс был запущен слух о возможности другого 'воссоединения семьи' - а именно, о создании союзного государства Казахстана и России. Правда, предположение быстро опровергли. Накануне президентских выборов, запланированных на 4 декабря, президент Назарбаев чувствует себя достаточно уверенно, чтобы не бросаться в Кремль в поисках защиты. Он поддерживает отношения со США, успевает дружить с Россией и параллельно вести диалог с Михаилом Саакашвили о поставках в Грузию казахстанских энергоносителей.
Решение же Ташкента открыло путь к объединению ЕврАзЭС с Организацией центрально-азиатского сотрудничества. ОЦАС - учрежденная в 2002 году правопреемница Центрально-Азиатского экономического сообщества, созданного еще в 1994-м. Три года назад в ее состав входили Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Россия присоединилась в 2004-м. Тогда же пост председателя занял Таджикистан. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было образовано в 2000 году по инициативе Владимира Путина на основе таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. К объединению также примкнул Таджикистан. Украина, Молдова и Армения являются наблюдателями при ЕврАзЭС.
Слияние Евразийского экономического сообщества с ОЦАС вполне логично: зачем дублировать бюрократические аппараты, если все государства, за исключением Беларуси, входят в обе организации? Вместе с тем российский политический обозреватель Сергей Ростовцев отмечает: 'Укрепление ЕврАзЭС означает окончательное размежевание стран- членов СНГ. Часть из них - Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан - определенно движутся в сторону Запада. Другие пытаются идти 'своим путем'. Кроме того, укрепляя ЕврАзЭС, Россия не желает чрезмерного сближения с Китаем: на том же пространстве действует Шанхайская организация сотрудничества', - отметил политолог в комментарии интернет-порталу 'Евразийский дом'.
По мнению Сергея Ростовцева, 'пока Китай медленно, крайне осторожно, но неуклонно усиливает свое влияние в регионе, США и Россия уже обмениваются ударами. При этом Россия предпочитает действовать через систему сложившихся блоков и союзов - таких, как ЕврАзЭС, ОДКБ. А американцам приходится работать через систему двусторонних соглашений'.
По мнению же эксперта Московского центра Карнеги Андрея Рябова, 'страны, которые сейчас стремятся консолидироваться вокруг России, трудно охарактеризовать как локомотив экономического и социального прогресса'. 'Для сравнения: в ЕС практически вся 'старая Европа' играет роль таких локомотивов. А правящие в странах ЕврАзЭС политические режимы в той или иной степени хотели бы решить за счет Москвы свои внутренние проблемы. Ясно, что, возложив на себя бремя финансовой и военно-политической ответственности за такого рода друзей-союзников, Россия едва ли ускорит собственное экономическое и социальное развитие, для которого нынешняя благоприятная экономическая конъюнктура предоставляет уникальный шанс', - полагает Андрей Рябов (www.carnegie.ru).
'Впрочем, если рассматривать данную ассоциацию как инструмент укрепления правящих в ней режимов, как превентивную меру против распространения 'цветных революций', которые в Москве по-прежнему рассматривают сквозь призму борьбы с Западом за влияние в СНГ, то с этой точки зрения, безусловно, прогресс налицо. Впрочем, если те же центрально-азиатские режимы поймут, что свои внутренние проблемы они могут лучше решать за счет кого-то еще, например Китая, их интерес к интеграционным процессам под руководством России так же неожиданно пропадет, как и появился', - убежден политолог.
N190, вiвторок, 18 жовтня 2005