Нераспространение ядерного оружия: По имеющимся данным, венесуэльский диктатор Уго Чавес, недавно посетивший Иран, хочет заполучить ядерное оружие. Не придет ли оно к нему из России - с любовью?
Может быть - если Россия будет по-прежнему содержать свой оружейный базар, на котором страны-изгои смогут получать особые привилегии.
Похоже, что Россия уже сыграла свою роль посредника, проложив Северной Корее путь для передачи Ирану технологий, которые позволят этой стране создать ракеты с радиусом действия в три с половиной тысячи километров. В таком случае ряд европейских столиц, включая Афины, Рим и Берлин, окажется в зоне досягаемости иранских систем.
Россия также поддержала ядерную энергетическую программу Тегерана, продав ему реактор. Поэтому можно сказать, что Россия поддерживает и иранскую программу создания ядерного оружия.
Все это само по себе достаточно опасно. Однако угроза многократно усилится, если Россия, напрямую или через Тегеран, поддержит ядерные амбиции президента Венесуэлы Уго Чавеса. На самом деле, существует вполне реальная возможность того, что такие отношения в сфере торговли оружием уже налажены. По данным Белого Дома, Венесуэла начала получать из России партию автоматов АК-47 в количестве 100000 единиц.
Если принять во внимание теплые отношения Чавеса с Фиделем Кастро, то в один прекрасный день мы вновь можем обнаружить, что с кубинской территории на нас нацелены ядерные ракеты. И это не просто досужие домыслы. Между Кастро и иранскими муллами существуют многолетние связи в сфере энергетического сотрудничества, которые хоть и подтверждены документально, но лишь сейчас начинают обращать на себя внимание конгрессменов. Мы уже пережили один кубинский ракетный кризис. Тем из нас, кто достаточно стар и помнит его, другого такого кризиса не надо.
Вообразите себе, что радикальные муллы Ирана, злобный тиран Венесуэлы и стареющий, но все еще демонстративно дерзкий диктатор Кубы (все яро ненавидящие Америку) получают в свое распоряжение ядерное оружие. Соединенные Штаты и Запад окажутся тогда в уязвимом положении, которое будет гораздо сложнее, чем ситуация, возникшая в связи северокорейской программой ядерных вооружений.
Ядерное оружие ни в коем случае нельзя давать в руки безнравственным и явно опасным людям. Дело в том, что они могут пойти на такие меры, о которых США и Запад предпочитают не думать: например, нанести первый удар или поставить ядерное оружие террористам, которые сделают за них всю грязную работу.
Россия играет здесь ключевую роль. Она может встать на сторону цивилизованных стран и прекратить оказание помощи странам-изгоям в удовлетворении их военных амбиций. Либо она может еще глубже увязнуть в болоте сотрудничества с опасными режимами, если попытается двурушничать.
То, что Россия сегодня способна оказать открытую помощь врагам Запада, вызывает определенное недоумение, если учесть усилия США и Европы по вовлечению этой страны в сообщество наций и по перестройке ее отсталой экономики после 70 лет коммунистического ига.
Соединенные Штаты в основном поддерживают режим Владимира Путина, предлагая ему торговые связи, технологии и помощь в развитии гражданского общества - а именно в этом остро нуждается Россия. США и другие западные страны с 1990 года выделили России более 100 миллиардов долларов экономической помощи. Неужели они не могут рассчитывать на ответную благодарность и сотрудничество?
Белый Дом при поддержке Великобритании должен решительно потребовать от русских изменения курса. Германии и Италии следует присоединиться к этой коалиции дружеского давления, особенно если учесть, что их столицы находятся в пределах досягаемости иранских ракет.
Париж вне опасности - пока, но поскольку половина Франции попадает в зону действия этих иранских систем вооружений, с ее стороны будет глупо отсиживаться в кустах.
Сможет ли Путин сказать 'нет' тому давлению, которое способен оказать такой альянс? Нет, не сможет, если все его члены серьезно отнесутся к своей роли в нем, и ни одна из стран не станет вести с российским президентом закулисную игру.
Однако при этом важно, чтобы Путин не ощущал себя в роли загнанного зверя. Это может подтолкнуть его к неверным шагам. Первый такой шаг он уже сделал, но от дальнейших его можно и нужно удержать.