Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Диктатура цинизма

Добро пожаловать в Абсурдистан: российская политика превращается в фарс

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С того момента, как вместе с бывшим полковником КГБ Владимиром Путиным к рычагам власти пришло множество сотрудников спецслужб, цинизм был провозглашен государственной идеологией, как когда-то марксизм. Такой критик Кремля, как Гарри Каспаров говорит, например: 'Ложь - это фундамент, на котором держится вся система. Путин говорит одно, а делает противоположное. Он проповедует свободу прессы и подавляет СМИ, он провозглашает демократию и создает диктатуру'

Не кто иной, как именно строгая администрация тюрьмы вдруг неожиданно стала проявлять трогательную заботу. Задачей властей, как сказал главный аппаратчик Владимир Давыдов, является защита частной жизни заключенных. От журналистов, например. Ведь возможно, заключенный вовсе и не хочет, чтобы кто-то знал, где он находится.

Такая забота о благе заключенных была бы действительно просто трогательной, если бы всем в России не было известно, что заключенный, о котором говорит Давыдов, хотел бы как раз противоположного. Уже больше недели власти скрывают место нахождения Михаила Ходорковского, бывшего главы 'ЮКОСа' и оппонента Путина. О том, где он сейчас находится, не знают даже ни его жена, ни родители, ни его адвокаты.

Критики говорят о психическом терроре

Сторонникам Ходорковского все это напоминает времена Сталина - 30-е годы, когда в результате 'большого террора' бесследно исчезали люди. То, что тюремная администрация выдает за 'защиту частной жизни', сторонники Ходорковского называют психическим террором против бывшего миллиардера, который и за решеткой не переставал критиковать Путина.

Но не только администрация тюрьмы говорит противоположное тому, что делает. С того момента, как вместе с бывшим полковником КГБ Владимиром Путиным к рычагам власти пришло множество сотрудников спецслужб, цинизм был провозглашен государственной идеологией, как когда-то марксизм. Такой критик Кремля, как Гарри Каспаров говорит, например: 'Ложь - это фундамент, на котором держится вся система. Путин говорит одно, а делает противоположное. Он проповедует свободу прессы и подавляет СМИ, он провозглашает демократию и создает диктатуру'.

Коммунистические корни

При этом было бы несправедливо обвинять только одного президента. Если дела и слова в России регулярно так далеко расходятся друг от друга, что западные наблюдатели чувствуют себя, словно в театре абсурда, то корни проблемы нужно искать в коммунистическом прошлом. Еще Сталин называл советскую конституцию самой демократической в мире. А Эрих Хонеккер на бумаге гарантировал гражданам ГДР свободу мнений, свободу передвижений и свободные выборы.

Как пишет толковый словарь, цинизм - это такая позиция, которая не только ставит под сомнение нравственные и человеческие ценности в принципе, но и насмехается над этим. Например, копируя или пародируя их. Но именно это и было свойственно школе КГБ, считавшего, что все средства хороши, если они идут на пользу стране, то бишь системе и номенклатуре.

'Нравственность - дело лицемеров'

По секрету некоторые российские политики не просто признаются, что считают нравственные ценности в их западном понимании шарлатанством. Они вполне искренне утверждают, что другие люди думают точно так же. Кто противоречит этому или считает себя нравственным - просто лицемер.

Необходимо знать эту логику, чтобы понимать многие высказывания российских политиков. И чтобы признать, что они искренни, хотя искренность эта насквозь цинична. Например, если они утверждают, что Запад вовсе не беспокоят права человека в Чечне: 'Вам же они совершенно безразличны, Вы же хотите только оказывать давление на Россию!'

Секс через замочную скважину

Поскольку властная элита Москвы считает, как учил 'великий Ленин', демократические ценности просто обманом и мошенничеством, она называет критику Запада двойной моралью и недопустимым вмешательством во внутренние дела. Такая позиция напоминает старый русский анекдот, как с горькой усмешкой говорит правозащитник Леонид Седов. 'Маленький Ваня увидел через замочную скважину, как его родители занимаются сексом. С возмущением он говорит: 'И эти люди запрещают мне ковырять в носу!''.

Возможно, и министр иностранных дел Сергей Лавров, тоже считает, что говорит правду, утверждая, что российская пресса - самая свободная в мире, а США должны поучиться у России свободе СМИ. Возможно, он имеет в виду ту свободу мнений, о которой говорилось в конституции ГДР.

Фальшивые кадры

На самом деле, реальность и восприятие нигде так далеко не расходятся друг от друга, как на российском телевидении. 'Если бы у Наполеона было такое телевидение, то сегодня все бы верили, что битву при Ватерлоо выиграл именно он', - говорят шутники.

Когда в Киеве шли многотысячные демонстрации, московские пропагандисты на телевидении показывали пустынные улицы. Чтобы показать, что в Чечне идет мирная жизнь, оттуда транслируются кадры, демонстрирующие не реальные дома, а потемкинские деревни. Даже во время кровавого нападения мятежников на крупный кавказский город Нальчик на прошлой неделе государственные каналы сначала попытались представить все это как успешную операцию органов безопасности. Всю комичность такой версии они даже себе представить не могли.

Кремль, распорядившийся о подобном придворном освещении событий, часто сам становится жертвой собственной пропаганды. После нападения на Нальчик президент не стал задавать критических вопросов о том, например, почему его хронически коррумпированные силы безопасности, как и в случае с Бесланом, пропустили террористов в мирный город. Он даже не ограничился словами соболезнования. Вместо этого он похвалил перед камерами своих министров: хорошо, что органы безопасности действовали скоординированно, эффективно и жестко. 'И в будущем мы будем действовать так же', - заявил он.

Врачи должны молчать

Достаточно только представить, как такие слова могли воспринять жертвы. Но, по всей видимости, жертвы никакой роли не играют. Вот уже три года, как 80% оставшихся в живых после сомнительной операции по освобождению заложников в московском театре на Дубровке, все еще страдают от последствий штурма здания с использованием газа. Но врачи не имеют права упоминать слово 'газ' в диагнозах. А поскольку состав боевого отравляющего вещества до сих пор хранится в секрете, то и само лечение им дается с трудом. Причем, когда пострадавшие попытались подать иски о возмещении ущерба, власти цинично заявили: 'Докажите сначала, что использовался газ!'

Цинизм не останавливается даже перед такими российскими святынями, как ордена. Тысячи ветеранов Великой Отечественной Войны не поверили своим глазам, когда Путин именно Рамзану Кадырову вручил высшую награду страны - звезду 'Героя России'. Рамзан Кадыров, однажды появившийся в тренировочном костюме в Кремле, во время первой чеченской войны сражался против российских военных. Как сообщают правозащитные организации, сейчас его батальоны смерти нагоняют страх и ужас в Чечне.

Побрякушки для послушных судей

Достойным наград был и процесс по делу 'ЮКОСа'. Странным образом металлические побрякушки на грудь получили именно те чиновники и судьи, которые особенно рьяно преследовали бывшего главу 'ЮКОСа' Ходорковского. Например, запрещали Ходорковскому в тюрьме контактировать с журналистами, 'защищая его права, чтобы он мог спокойно подготовиться к процессу'.

Даже и родной язык, согласно старой школе КГБ, нужен именно для того, чтобы скрывать суть вещей, а не называть их по именам. Например, война на Кавказе - это 'антитеррористическая операция'. Террористов не убивают, а 'уничтожают'. Если люди исчезают бесследно, то это 'зачистка'. Присоединение Прибалтики Советским Союзом в 1945 г. снова считается 'освобождением'.

Запад как соучастник в 'плохой игре'

'На наших глазах разыгрывается трагедия', - жалуются правозащитники старой закалки типа Седова. 'Кремль снова возвращается к старым советским замашкам. Единственная разница заключается в том, что Запад на этот раз не делает красивую мину при плохой игре. Он участвует в ней'.

____________________________________________________________

Руководитель Московского бюро журнала 'ФОКУС' Борис Райтшустер отвечает на вопросы читателей ИноСМИ.Ru